Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

ществом, государством и школой на определенном этапе своего развития"1. Дело в том, что в ряде педагогических изданий и документов понятие "гражданское воспитание" дается в связке с патриотиче­ ским воспитанием. Например, в Законе РФ "Об образовании" мы читаем:"... воспитание гражданственности и любви к Родине" . На наш взгляд, во-первых, понятие "гражданственность" шире, т. к. оно включает в себя и патриотизм (любовь к Родине). Во-вторых, выделение трех основных направлений гражданского воспитания школьников позволяет убедительнее и нагляднее рас­ крыть взаимосвязь и взаимозависимость патриотического, военно- патриотического, правового и интернационального воспитания. В реальном, правильно организованном педагогическом процессе они выступают как единое целое. Признавая патриотизм сердцевиной, стержнем гражданствен­ ности, мы видим и его ограниченность. Любить Отечество недоста­ точно. Его надо еще и уметь защищать самыми современными во­ енными средствами. Отсюда возникает необходимость заниматься не только патриотическим, но и военно-патриотическим воспитани­ ем школьников и молодежи, так как, несмотря на потепление меж­ дународных отношений и окончание периода "холодной войны" между великими мировыми державами, признание общечеловече­ ских ценностей, которыми необходимо руководствоваться в отно­ шениях между государствами, все великие державы имеют свои геополитические интересы, и нужен баланс военных сил, в том чис­ ле и ядерных, который позволяет сохранять на земле мир. В последнее десятилетие в связи с изменением соотношения сил на мировой арене (распад социалистической системы, Варшав­ ского договора, СССР, наращивание мощи военно-политического союза НАТО, вступление в этот блок бывших социалистических стран, стремление Украины стать членом НАТО, кризис в военно- промышленном комплексе страны, негативные процессы в армии, утеря Россией статуса великой державы, обострение международ­ ных отношений в Европе, двойной стандарт (двойная мораль) в отношении к внешней и внутренней политике России и других го­ сударств, события в Югославии, чеченские войны) на повестку дня как серьезная проблема встала необходимость создания в России системы военно-патриотического воспитания школьников, и прежде всего учеников старших классов. 1 Дранишников В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики: Учеб. пособие для студентов 030. Мурманск: МГПИ, 1997. С. 74. 2 Закон Российской Федерации об образовании. Мурманск: НМЦ, 1992. С. 4. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz