Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
буквально охаивалось в средствах массовой информации, в произ ведениях искусства, в научных публикациях"1. На наш взгляд, при таком подходе допускается методологиче ская ошибка, т. к., во-первых, только при целостном подходе, т. е. рассмотрении проблемы в единстве всех основных направлений воспитательной работы по гражданскому воспитанию школьников, патриотическому, военно-патриотическому, интернациональному, правовому, во взаимосвязи и взаимозависимости, позволяет про дуктивно рассмотреть проблему и в педагогической теории, и в практической деятельности школ, во-вторых, каждое из пере численных направлений воспитательной работы со школьниками в силу ряда объективных и субъективных причин имели свои досто инства и недостатки. Задача воспитателя, проанализировав пере довой педагогический опыт работы советской школы, взять на воо ружение в постсоветский период то, что имеет непреходящую цен ность и может успешно развиваться дальше в новых идеологиче ских и социальных условиях. Анализ педагогической литературы показывает, как важно се годня разрабатывать понятийный аппарат гражданского воспита ния, раскрывать педагогические условия формирования гражданст венности, разрабатывать критерии, показатели, уровни гражданст венности школьников. Вопросы гражданского воспитания стали особенно актуальны в процессе разработки регионального компонента содержания об разования, особенно гуманитарного. Любой авторский курс, а тем более региональное учебное пособие по истории края или литера турному краеведению, объективно решает в первую очередь вопро сы гражданского воспитания школьников. Поэтому авторы регио нальной литературы для детей должны хорошо знать теорию граж данского воспитания школьников. Для практической воспитательной работы мы сформировали следующее определение гражданского воспитания: "Гражданское воспитание школьников - целенаправленная комплексная система учебно-воспитательных мероприятий, в которую на добровольных началах, за счет педагогического мастерства, увлеченности и убеж денности организаторов привлекаются школьники разного возраста. Эта система включает в себя в органическом единстве патриотиче ское, военно-патриотическое, правовое и интернациональное вос питание в соответствии с конкретными задачами, решаемыми об 1 Лутиванов В И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. 1997. № 3. С. 54. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz