Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

буквально охаивалось в средствах массовой информации, в произ­ ведениях искусства, в научных публикациях"1. На наш взгляд, при таком подходе допускается методологиче­ ская ошибка, т. к., во-первых, только при целостном подходе, т. е. рассмотрении проблемы в единстве всех основных направлений воспитательной работы по гражданскому воспитанию школьников, патриотическому, военно-патриотическому, интернациональному, правовому, во взаимосвязи и взаимозависимости, позволяет про­ дуктивно рассмотреть проблему и в педагогической теории, и в практической деятельности школ, во-вторых, каждое из пере­ численных направлений воспитательной работы со школьниками в силу ряда объективных и субъективных причин имели свои досто­ инства и недостатки. Задача воспитателя, проанализировав пере­ довой педагогический опыт работы советской школы, взять на воо­ ружение в постсоветский период то, что имеет непреходящую цен­ ность и может успешно развиваться дальше в новых идеологиче­ ских и социальных условиях. Анализ педагогической литературы показывает, как важно се­ годня разрабатывать понятийный аппарат гражданского воспита­ ния, раскрывать педагогические условия формирования гражданст­ венности, разрабатывать критерии, показатели, уровни гражданст­ венности школьников. Вопросы гражданского воспитания стали особенно актуальны в процессе разработки регионального компонента содержания об­ разования, особенно гуманитарного. Любой авторский курс, а тем более региональное учебное пособие по истории края или литера­ турному краеведению, объективно решает в первую очередь вопро­ сы гражданского воспитания школьников. Поэтому авторы регио­ нальной литературы для детей должны хорошо знать теорию граж­ данского воспитания школьников. Для практической воспитательной работы мы сформировали следующее определение гражданского воспитания: "Гражданское воспитание школьников - целенаправленная комплексная система учебно-воспитательных мероприятий, в которую на добровольных началах, за счет педагогического мастерства, увлеченности и убеж­ денности организаторов привлекаются школьники разного возраста. Эта система включает в себя в органическом единстве патриотиче­ ское, военно-патриотическое, правовое и интернациональное вос­ питание в соответствии с конкретными задачами, решаемыми об­ 1 Лутиванов В И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. 1997. № 3. С. 54. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz