Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

Гражданское воспитание носит исторический характер и отра­ жает культурные, национальные, региональные, религиозные осо­ бенности государства. Гражданственность - это высшая ступень развития личности. Формирование гражданственности - сложный, длительный процесс. Трудный путь взросления нужно пройти человеку, прежде чем он станет подлинным гражданином человеком, для которого неотде­ лимы личное и общественное, права и обязанности, который любит и делом доказывает любовь к Отечеству. Начинается же этот путь с постижения простых норм нравственности, норм человеческого общения, которые ребенок усваивает в семье с самых ранних лет. Не случайно Академия педагогических и социальных наук счи­ тает, что в концептуальном плане "самое важное для утверждения новых государственных сообществ, включая прежде всего Россию, это проблема становления ответственного гражданина. Не может быть ни действенной демократии, ни эффективной экономики, ни социального мира без ответственной гражданственности, как не может состояться государство, имея лишь территорию, хозяйство и институты власти, не имея граждан, которые разделяют общие цен­ ности и проявляют осмысленную лояльность к этому государству. В этом плане переживаемый нами кризис гражданственности, пожалуй, не менее глубок, чем кризис социально-экономический. Отказ от ложных ценностей, а в ряде случаев и от подлинных цен­ ностей произошел в столь стремительной и манифестной форме, что образовался огромный вакуум, заполнить который политика не в силах, ибо ценности не создаются в одночасье декларациями или новыми законами... Необходима подлинная педагогика гражданственности, в осно­ ве которой лежали бы идеи и принципы свободы, прав человека, ответственности и самоактуализации"1. Гражданское воспитание связано с понятием "гражданство". "Гражданство - это правовая принадлежность лица к данному госу­ дарству, которая выражается в распространении на него законов государства, а также предполагающая определенные права и обя­ занности гражданина по отношению к государству, когда он нахо­ дится за границей"2. В 1999 году Б. Т. Лихачев первым в учебном пособии по педа­ гогике (курс лекций) выделил тему "Гражданское воспитание школь­ 1 Тишков В. А. О формуле и приоритетах АПСН: Материалы президиума Академии педагогических и социальных наук. М., 1997. С. 3. 2 Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. лед. учеб. заведе­ ний и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1999. С. 236. 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz