Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

Чем же подменяется термин "гражданское воспитание" в этих учебных изданиях? Вот перечень разделов, лекций, параграфов: "Воспитание социалистического патриотизма и пролетарского ин­ тернационализма", "Идейно-политическое воспитание и формиро­ вание общественной активности учащихся", "Формирование комму­ нистического мировоззрения как основы воспитания и обучения в школе", "Воспитание социалистического гуманизма и демократиз­ ма", "Воспитание в духе мира и дружбы между народами", "Военно- патриотическое воспитание школьников" и т. п. Педагогические словари, справочники, педагогические энцик­ лопедии тоже не раскрывают понятие "гражданское воспитание". Таким образом целый пласт теории воспитания по идеологическим причинам разрабатывался недостаточно и односторонне. И хотя работ, в оглавлении которых стояло это понятие, было достаточно много, их содержание носило в основном поверхностный деклара­ тивный характер, например, в Программе КПСС (новая редакция, проект) было записано "Партия придает большое значение воспи­ танию высокой гражданственности личности, готовности активно участвовать в охране правопорядка"1". Однако расшифровки этого положения дальше по тексту не следует. Подобная же ситуация обнаруживается и при анализе норма­ тивных инструктивно-методических документов в сфере народного образования, Понятие "гражданское воспитание" отсутствует даже в таком важном документе, как "Концептуальные основы содержа­ ния деятельности классного руководителя"2. Тема гражданского воспитания в 80-е годы не называлась ак­ туальной и специалистами по методологии в рекомендациях моло­ дым ученым. Так Э. И. Моносзон в книге "Проблемы теории и мето­ дики коммунистического воспитания" в перечне педагогических тем для исследований тему гражданского воспитания не называет. И только первый том "Российской педагогической энциклопе­ дии", изданной в 1993 году, впервые дает определение гражданско­ го воспитания: "Гражданское воспитание - формирование граждан­ ственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощутить себя юридически, социально, нравственно и по­ литически дееспособным'"*. ^ Программа КПСС (Новая редакция). Проект. М., 1985. С. 54. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя // Вестник образования 1991. № 8. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов М.: Большая российская энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 224. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz