Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

И. П. Подласый делает попытку очертить круг обязанностей гражданина и конкретные качества личности, которые необходимо сформировать у ребенка в процессе воспитания: чувство национальной гордости и патриотизма; уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символами государственности (гербу, флагу, гимну); ответственность за судьбу страны; общественную активность; соблюдение демократических принципов; бережное отношение к природе; уважение прав и свобод других людей; активную жизненную позицию; правосознание и гражданская ответственность; честность, правдивость, чуткость, милосердие ответственность за свои дела и поступки; интернационализм, уважение к народам других стран и многие другие1. Поскольку гражданственность есть результат актуализации правовой и политической культуры, опирающейся на фундамент нравственности, то (в дополнение к сказанному) гражданин - это человек, у которого сформированы правовая и политическая куль­ тура и который при этом нравственно воспитан. Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что от успешности гражданского образования и воспитания во многом зависит по­ строение правового государства и гражданского общества в России. Школа способна внести ощутимый вклад в формирование граждан­ ской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, право­ вую и политическую культуру. "Цель гражданского образования - подготовка учащихся к от­ ветственной, осмысленной жизни и деятельности в демократиче­ ском правовом государстве, гражданском обществе. Это достигается формированием у них глубоких и устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях (в частности, на основе их собственного опыта); раз­ витием моделей поведения, мотивацией и установок, которые соот­ ветствуют общечеловеческим, принятым в обществе ценностям, способствуют участию индивидуумов в управлении страной, реше­ 1 Подласый И. П. Педагогика: учебник для студентов пед. учеб. заведений. М.: Про­ свещение - Владос, 1996. С 454-455. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz