Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

"Гражданственность - это интегративное свойство социализи­ рованной личности, обладающей демократическим менталитетом. Гражданственность предполагает достаточно высокий уровень "са- мостояния" личности, позволяющей человеку конструктивно участ­ вовать в управлении страной, в решении общенациональных за­ дач"1. Необходимо отметить, "что в России при определении граж­ данственности действует "принцип крови", т. е. гражданственность новорожденного определяется гражданственностью его родителей, при этом место рождения роли не играет. В ряде стран действует "принцип почвы": новорожденный приобретает гражданство того государства, на территории которого он родился, независимо от того, кто его родители. В РФ допускается двойное гражданство. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или изме­ нить его. В житейском, обыденном смысле гражданин - это просто взрослый человек, а также форма обращения друг к другу. В слова­ ре С. И. Ожегова мы читаем: "Гражданин - это лицо, принадлежа­ щее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей"2. А. Ф. Никитин подчеркивает: "Главное, что отличает граждан на от человека - это его принадлежность к политической и правовой сферам общества, наделенность правами и обязанностями, спо­ собность участвовать в правовой и политической жизни общества"3. Философ и правовед И. А. Ильин наделял настоящего гражда­ нина следующими качествами: - чувством собственного достоинства; - внутренней свободой, превращенной в самостоятельную дис­ циплину; - способностью быть истинным субъектом права; - уважительным и доверчивым отношением к другим гражда­ нам и государственной власти; - способностью превращать свою свободу в добровольную ло­ яльность, воспринимать свои права как обязанность и свои обязан­ ности как права"4. 1См.: Словарь-справочник по праву/Сост. А. Ф. Никитин. М.: Акалис, 1995. 2Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1963. С. 138. ' Никитин А. Ф. О гражданском образовании // Преподавание истории в школе. 1995 № 1. С. 23. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С 134. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz