Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

В теории и практике А. С. Макаренко весь педагогический про­ цесс подчинялся единой цели - воспитанию достойного гражданина, особое внимание уделялось самочувствию человека в коллективе, характеру его коллективных связей и реакций, среди качеств лично­ сти особо выделялись дисциплинированность, готовность к дейст­ вию и торможению, принципиальность и другие. Все эти черты, по мнению А. С. Макаренко, синтезируются в качествах политически деятельного и ответственного человека. Попытку обобщения теоретического и практического опыта гражданского воспитания в советском обществе предпринял в 60- 70-х годах А. В. Сухомлинский, который рассматривал гражданст­ венность в неразрывной связи с гуманизмом. Он считал непремен­ ным условием гражданского воспитания организацию эмоциональ­ ной, насыщенной и деятельной жизни коллектива, всемерно спо­ собствующей развитию гражданской активности каждой личности. Концепция гражданского воспитания разрабатывается с конца 80-х годов, важное место принадлежит школе, ориентированной на личность ребенка, на развитие его индивидуальности. Одно из главных условий формирования гражданственности - воспитание правдой. Только объективная информация воспринимается учащи­ мися как явление действительности и соотносится с реальной прак­ тической деятельностью школьников в рамках демократически ор­ ганизованного коллектива, в т. ч. и во внешней среде; в содержании гражданского воспитания интегрируются этические, правовые, по­ литические, экономические, экологические и другие знания. Одно из основных направлений работы по гражданскому вос­ питанию - формирование опыта гражданского действия, позволяю­ щего учащимся практически реализовывать важнейшие человече­ ские ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать ли­ нию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе. Источником социального опыта учащихся выступают и гумани­ тарные дисциплины, которые вводят детей в мир человеческих от­ ношений, в том числе через художественно-исторические образы, и способствуют развитию эмоциональных основ гражданственности личности. Другим важным источником социального опыта является труд. Гражданское воспитание и трудовое воспитание составляют две стороны одного процесса развития личности гражданина. Школьникам необходима насыщенная деятельность, ориентиро­ ванная на общественно ценные результаты, создающая возможно­ сти для самостоятельности и творчества. Таким образом, опыт духовного развития человечества свиде­ тельствует, что ориентиром в воспитательной деятельности явля­ ется сложный социально-духовный феномен - гражданственность. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz