Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
Н. И. Новиков - выдающийся русский просветитель, книгоизда тель, писатель-публицист в педагогическом сочинении "О воспита нии и наставлении детей" писал о необходимости воспитывать де тей прежде всего "счастливыми людьми и полезными гражданами". К. Д. Ушинский считал, что чувство национального самосозна ния человека, его любви к Родине составляют нравственную основу личности гражданина. Особенно современны для людей, ищущих смысл жизни, не стареющие слова Н. Г. Чернышевского: "Без приобретения привыч ки к самобытному участию в гражданских делах, без приобретения чувства гражданина ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчи ною он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчи ною благородного характера. Лучше не развиваться человеку, чем развиваться без влияния мысли общество общественных делах, без влияния чувств, побуждаемых участием в них. Если из круга моих наблюдений, из сферы действий, в которых вращаюсь я, исключить идеи и побуждения, имеющие предметом общую пользу, т. е. исключить гражданские мотивы, что останется наблюдать мне? Останется хлопотливая сумятица отдельных личностей с лич ными узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах..."1 П. П. Блонский, рассматривая гражданское воспитание как по литическое, формирование человеческих качеств относил к нравст венному воспитанию. Цель воспитания гражданственности в школе выдвигалась с первых дней советской власти. Стремление включить в револю ционный процесс детей и молодежь определило задачу формиро вания качеств личности гражданина, который бы жил, по выраже нию А. В. Луначарского, "общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами". Общественная направленность лично сти рассматривалась как важнейший результат воспитательной работы. Вместе с тем А. В. Луначарский отмечал необходимость развития на коллективистской основе и индивидуальных особенно стей человека. Н. К. Крупская подчеркивала, что гражданское воспитание, ос нованное на воспитании у рабочей молодежи чувства пролетарской классовой солидарности выходит далеко за пределы понимания гражданственности как узконационального явления. 1 Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. Ф. Смир нова; сост А В Плеханов. М : Педагогика, 1983. С. 143. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz