Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

Н. И. Новиков - выдающийся русский просветитель, книгоизда­ тель, писатель-публицист в педагогическом сочинении "О воспита­ нии и наставлении детей" писал о необходимости воспитывать де­ тей прежде всего "счастливыми людьми и полезными гражданами". К. Д. Ушинский считал, что чувство национального самосозна­ ния человека, его любви к Родине составляют нравственную основу личности гражданина. Особенно современны для людей, ищущих смысл жизни, не­ стареющие слова Н. Г. Чернышевского: "Без приобретения привыч­ ки к самобытному участию в гражданских делах, без приобретения чувства гражданина ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчи­ ною он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчи­ ною благородного характера. Лучше не развиваться человеку, чем развиваться без влияния мысли общество общественных делах, без влияния чувств, побуждаемых участием в них. Если из круга моих наблюдений, из сферы действий, в которых вращаюсь я, исключить идеи и побуждения, имеющие предметом общую пользу, т. е. исключить гражданские мотивы, что останется наблюдать мне? Останется хлопотливая сумятица отдельных личностей с лич­ ными узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах..."1 П. П. Блонский, рассматривая гражданское воспитание как по­ литическое, формирование человеческих качеств относил к нравст­ венному воспитанию. Цель воспитания гражданственности в школе выдвигалась с первых дней советской власти. Стремление включить в револю­ ционный процесс детей и молодежь определило задачу формиро­ вания качеств личности гражданина, который бы жил, по выраже­ нию А. В. Луначарского, "общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами". Общественная направленность лично­ сти рассматривалась как важнейший результат воспитательной работы. Вместе с тем А. В. Луначарский отмечал необходимость развития на коллективистской основе и индивидуальных особенно­ стей человека. Н. К. Крупская подчеркивала, что гражданское воспитание, ос­ нованное на воспитании у рабочей молодежи чувства пролетарской классовой солидарности выходит далеко за пределы понимания гражданственности как узконационального явления. 1 Чернышевский Н. Г. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. Ф. Смир­ нова; сост А В Плеханов. М : Педагогика, 1983. С. 143. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz