Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

Вопрос: Почему знати то гражданство обычаев? Ответ: По уму добре умеренному. Вопрос: Ум же умеренный откуда знати? Ответ: От очес, от бровей, от чела вкратце рещи от лица и от всея телесе ипостаси"1. Епифаний Славинецкий, как и последующие исследователи, рассматривал гражданское воспитание как важную сторону нравст­ венного воспитания детей. В трудах Ж. Ж. Руссо высказывалась идея, что только у сво­ бодных народов осуществимо подлинно гражданское воспитание, а дети, воспитываемые в условиях равенства, научатся совершать деяния, достойные граждан. Одним из теоретиков гражданского воспитания в начале XX ве­ ка стал немецкий педагог Г. Кершенштейнер, который называл его главной задачей в "приучении молодежи служить общине". Идеал гражданского воспитания по Кершенштейнеру - защитник от "тира­ нии большинства". В своих трудах "Понятие гражданского воспитания" (1910) и "Понятие трудовой школы" (1912) он тесно связывал гражданское воспитание с занятием определенной профессией, считал, что цель школы - последовательное приучение детей к прилежанию, добро­ совестной работе на благо государства. Народную школу и армию он рассматривал как важнейшие государственные воспитательные учреждения. Педагог указывал, что гражданские добродетели нель­ зя сформировать с помощью книг и поучений, но гражданские чув­ ства и поступки возможны даже у людей, не понимающих задач государства и сущности управления. Г. Кершенштейнер считал, что необходимой составной частью гражданского воспитания является политическое образование, но глубокую осведомленность в области политических знаний относил к привилегиям избранного круга. Тео­ ретические работы и практическая деятельность Г. Кершенштейне- ра оказали значительное влияние на развитие педагогической тео­ рии и школьной практики в европейских странах, дали значитель­ ный импульс для развития представлений о гражданском воспита­ нии школьников и молодежи. В России вопрос о месте и цели гражданского воспитания в процессе развития человека ставили А. Н. Радищев, Н. И. Нови­ ков, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н. Г. Шелгунов и др. 1 Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. Сост. С. Ф Егоров. М : Просвещение, 1986. С. 36. 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz