Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Гражданское воспитание школьников - ведущая проблема со­ временной педагогической теории и практики. Эта комплексная проблема имеет социальные, философские, психологические, педа­ гогические, методические, технологические аспекты. От ее решения в значительной мере зависит и качество обучения и воспитания сегодняшних школьников, и процесс их дальнейшей социализации, т. е. практическая готовность и желание отдать свои силы и знания на благо Отечества. Не случайно в "Законе РФ об образовании" в качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области об­ разования провозглашается "воспитание гражданственности и люб­ ви к Родине"1. Проблема гражданского воспитания детей издавна волновала выдающихся мыслителей, педагогов, ученых, писателей, общест­ венных деятелей различных стран мира. Платон считал одной из главных функций государства воспи­ тание "хороших граждан", которые не будут нуждаться в законах, поскольку самостоятельно смогут регулировать свое поведение. В начале третьей четверти 17 века в Москве, предположитель­ но Епифанием Славинецким (известным русским литературным деятелем, филологом, педагогом) был сделан перевод сочинения Э. Роттердамского "Гражданство обычаев детских", по некоторым спискам "Дворство обычаев добрых". Это первый в русской книжно­ сти памятник западно-европейской педагогической мысли. В круг представлений русского читателя вводилось понятие "гражданство", которое переводчик определил как "обычаев добро- склонность и человекопочитательство". Перевод сочинения Э. Рот­ тердамского был сделан по заказу правительства и связан с необ­ ходимостью в условиях становления в России абсолютизма утвер­ дить общеевропейские нормы придворного быта. Текст педагогического трактата был непосредственно адресо­ ван детям и рассчитан на их восприятие как по форме, так и по со­ держанию. В книге описывается жизнь ребенка и излагаются правила по­ ведения в школе, семье, с товарищами по играм и т. п., в вопросно- ответной форме поднимает тему гражданского воспитания детей: "Вопрос: Что есть гражданство? Ответ: Есть обычаев добросклонность и человекопочитатель­ ство. 1Закон РФ об образовании. Мурманск: НМЦ, 1992. С. 4. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz