Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Гражданское воспитание школьников - ведущая проблема со временной педагогической теории и практики. Эта комплексная проблема имеет социальные, философские, психологические, педа гогические, методические, технологические аспекты. От ее решения в значительной мере зависит и качество обучения и воспитания сегодняшних школьников, и процесс их дальнейшей социализации, т. е. практическая готовность и желание отдать свои силы и знания на благо Отечества. Не случайно в "Законе РФ об образовании" в качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области об разования провозглашается "воспитание гражданственности и люб ви к Родине"1. Проблема гражданского воспитания детей издавна волновала выдающихся мыслителей, педагогов, ученых, писателей, общест венных деятелей различных стран мира. Платон считал одной из главных функций государства воспи тание "хороших граждан", которые не будут нуждаться в законах, поскольку самостоятельно смогут регулировать свое поведение. В начале третьей четверти 17 века в Москве, предположитель но Епифанием Славинецким (известным русским литературным деятелем, филологом, педагогом) был сделан перевод сочинения Э. Роттердамского "Гражданство обычаев детских", по некоторым спискам "Дворство обычаев добрых". Это первый в русской книжно сти памятник западно-европейской педагогической мысли. В круг представлений русского читателя вводилось понятие "гражданство", которое переводчик определил как "обычаев добро- склонность и человекопочитательство". Перевод сочинения Э. Рот тердамского был сделан по заказу правительства и связан с необ ходимостью в условиях становления в России абсолютизма утвер дить общеевропейские нормы придворного быта. Текст педагогического трактата был непосредственно адресо ван детям и рассчитан на их восприятие как по форме, так и по со держанию. В книге описывается жизнь ребенка и излагаются правила по ведения в школе, семье, с товарищами по играм и т. п., в вопросно- ответной форме поднимает тему гражданского воспитания детей: "Вопрос: Что есть гражданство? Ответ: Есть обычаев добросклонность и человекопочитатель ство. 1Закон РФ об образовании. Мурманск: НМЦ, 1992. С. 4. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz