Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

"Первое мое желание я потратил бы на то, чтобы у всех без­ домных детей появился хороший дом. Второе мое желание хочется использовать так, чтобы все бедные стали богатыми. Потом обес­ печила бы едой и питьем всех бездомных животных: собак и кошек и дала бы поесть голубям и воробьям в долгую холодную зиму. Вообще с животными все было бы в порядке. А свое третье жела­ ние я бы потратила на школу. Чтобы не было двоечников, а все были бы отличниками, а на дворе было бы только лето. Ну, а если бы было четвертое, пятое и шестое желания, я бы дала себе и сво­ им друзьям денег, свою бабушку излечила бы от астмы, купила бы себе дом и завела бы штук десять породистых собак". Было бы ошибкой из этих искренних, эмоциональных детских рассуждений делать серьезные выводы об иерархии их ценностей. Надо помнить, что для детей младшего школьного возраста, во-первых, взрослые, особенно хорошие учителя - непререкаемый авторитет. А они, действительно, учат детей только хорошему. Во-вторых, ценности детей очень не постоянны. Они быстро меня­ ются под воздействием множества объективных и субъективных факторов. Важно понять другое. Детские души - благодатная почва для добра, милосердия, сострадания. Они поддаются в процессе продуманной целенаправленной воспитательной деятельности формированию духовных ценностей. Проблему "ориентация школьников и молодежи на духовно­ культурные ценности" усугубляет отсутствие в обществе современ­ ной общепризнанной и объединяющей всех граждан идеологии, от­ ражающей в совокупности общечеловеческие, национальные, госу­ дарственные, региональные особенности, ментальность россиян. "Общество без идеологии, - считает социолог И. В. Бестужев- Лада, - страшное общество. Это общество, когда по Достоевскому "все дозволено", когда повальное воровство всеми и всегдау-сверху донизу; когда самая циничная и вздорная ложь произносится как нечто само собой разумеющееся везде и всюду, в том числе с са­ мых высоких государственных трибун (с последующими скандаль­ ными разоблачениями в печати); когда грубое унижение людей (хамство) становится такой же нормой жизни, как, скажем, привет­ ствие или комплимент. Это общество тотальной дизинтеллеюгуализации, когда инже­ нер, педагог, врач не отличаются по образу мыслей и манере вы­ ражать их от опустившегося пьяницы, бродяги, когда даже выдаю­ щийся ученый или писатель, художник, артист в повседневной жиз­ ни может ничем не отличаться от чернорабочего, завсегдатая пив­ ной Короче говоря, продукт систематического оболванивания из поколения в поколение. 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz