Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

та многих факторов межэтнического взаимодействия. В то же время нельзя не отметить запущенность воспитания в сфере националь­ ного самосознания российского менталитета, российского духа"1. Н. Е Щуркова, выдвигая идею социокультурологического под­ хода в воспитании, определяя воспитание ребенка "как восхожде­ ние его вместе с педагогом к культуре" вводит понятие "достойная жизнь". "Три принципа, - считает она, - лежат в основании жизни достойного человека... Первое основание жизни отражено в кате­ гории Добра. Она (эта категория) охватывает все, что является благом для "другого человека"... Вторым основанием жизни дос­ тойного человека является Истина: все, что объективно существует вне воли субъекта, протекает независимо от людских желаний.. Третье основание жизни, достойной человека, - Красота. Опреде­ лим ее как все то, что представляет собой гармоническое сочета­ ние формы и содержания в уникальном варианте. Красота всегда в единственном числе. Для красоты не нужны "тысячи роз" - доста­ точно одной..."2 Ряд исследователей, подчеркивая роль духовной культуры в формировании личности школьников, дают следующее опреде­ ление понятия "воспитание": "Воспитание - это питание человека всеми достижениями человеческой культуры..." Раскрывая сущ­ ность такого подхода, они пишут: "Духовные и материальные цен­ ности, созданные за всю историю человечества, в основе своей следует передать детям за короткий период их детства, отрочества и ранней юности. Передача эта не совершается прямым путем. Ценности "присваиваются" в ходе духовных усилий самой лично­ сти. Они, эти усилия, должны быть направлены, организованы, об­ легчены и методически разработаны - все это и следует сделать школе и педагогам, как, впрочем, и семье, которая завела детей и обязана выращивать личность, человека, индивидуальность, субъект"3. По мнению ряда исследователей (Г. П. Выжпевцева, В. Н. Да- ниленко, В Н Сагатовского) величайшая трагедия нашего общест­ ва состоит в стремлении следовать идеалам, не имеющим под со­ бой естественной почвы. В недавнем прошлом - это абстрактный идеал вненационального коммунистического человека вообще, те­ перь - столь же абстрактная абсолютизация общечеловеческих ' Бондаревская Е В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспита- ния//Педагогика. 1995. № 4. С.31. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. С. 12-13. Там же. С. 8. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz