Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

ее признак, оторванный от своей ценностной основы, он теряет свою социальную значимость и волшебную силу. В-третьих, ценности, т. е. наличие или отсутствие отношений ценностного уровня, логически или научно доказать невозможно. Для того, кто честен или любит, есть честь и любовь, а для бесче­ стного и того, кто никогда не любил, любовь и честь, естественно, химеры"1. Н. Е. Щуркова называет факторы, которые способствуют фор­ мированию у школьников ценностных отношений: "...развернувшийся на глазах у школьника ценностный выбор "духовное - материальное", "высокое - низкое", когда взрослые сто­ ят перед такой альтернативой и избирают безусловно добро, исти­ ну и красоту во всех проявлениях - вопреки злу, лжи, уродству... Если в школе приоритет духовного над материальным и наи­ высшей ценности над высшей традиционен, то каждый из воспи­ танников непременно приобретает опыт ориентации на высшие духовные ценности в той или иной мере, в зависимости от индиви­ дуальных жизненных обстоятельств... Вторым фактором формирования ценностных отношений яв­ ляется непосредственное проживание детьми этих отношений во взаимодействии с реальной окружающей действительностью... Третий фактор - осмысление самим субъектом содержания, форм проявления и общего значения ценности в жизни человека как таковой"2. В. А. Караковский в своих исследованиях отмечает, что воспи­ тание должно строиться на определенной совокупности идеалов, ценностей. По его мнению, системообразующим фактором воспи­ тательной системы могут стать общечеловеческие ценности: Труд. Знания. Культура. Отечество. Земля. Мир3. Е. В. Бондаревская акцентирует свое внимание на гармониза­ ции общенациональных и общечеловеческих ценностей, в основе которой, по ее мнению, должен лежать культурологический подход: "Особый пласт духовности гражданина, - пишет она, - составляют общенациональные ценности. В России как многонациональном государстве это вопрос очень деликатный, тонкий, требующий уче­ 1Выжлевцев Г. П. Ценности российской духовности: кризис и возрождение /Сб. науч. ст: Человек и духовно-культурные основы возрождения России. СПб.: Санкт- Петербургский университет, 1996, С.25. 2 Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е Щурковой. М.:Новая школа, 1998. С.37-38. 3 См.. Караковский В. А Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: НМО 'Творческая педагогика", 1993. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz