Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
ность можно будет преодолеть только тогда, если захвачена по следняя глубина человеческой души"1. Безусловно, духовные ценности - понятие историческое, клас сово-сословное, отражающее особенности развития и специфику национальных, религиозных, психологических особенностей тех или иных народов, в целом своеобразие их культуры. Сегодня к проблеме духовно-культурных ценностей обращено внимание многих современных философов, социологов, психоло гов, педагогов: А. Г. Асмолова, И. В. Бестужева-Лады, В. С. Библе- ра, Е. П. Белозерцева, Е. В. Бондаревской, Б. С. Гершунского, И. Ф. Гончарова, Ю. В. Громыко, Г. П. Выжпевцева, В. Н. Данилен- ко, В. А. Караковского, С. В. Мягченкова, А. Д. Солдатенкова, В. Н. Сагатовского, Н. Е. Щурковой и многих других. Большой энциклопедический словарь дает следующее опре деление ценности: "ценность - это положительная или отрицатель ная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по се бе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельно сти, интересов и потребностей; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, ус тановках, целях. Различают материальные, общественно-полити ческие и духовные ценности"2. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, служащих связующим звеном ме жду духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Как правило, для ценностей личностных характерна высокая осознанность; они от ражаются в сознании в виде ценностных ориентаций и служат важ ным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. Ценностные отношения людей по мнению Г. П. Выжлевцева характеризуются следующими чертами: "Во-первых, они являются для людей не внешними и принуди тельными, а ненасильственными, выбранными самостоятельно Во-вторых, подлинные ценности, например, любовь, совесть, мужество, нельзя отобрать силой как власть или богатство. Можно захватить носителя ценности, например, знамя, но с трофейным знаменем в атаку не ходят, а нацепив генеральские погоны, полко водцем не станешь. Материальный носитель ценности есть лишь рИльин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 402. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров: Изд. 2-е. М.: Боль шая Российская энциклопедия. СПб. Норинг, 1997. С. 1330. 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz