Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

В. Даль, говоря о многозначности понятия "духовность" выска­ зывает и такую мысль: "...Духовность - все относящееся к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум, и воля" . В последние десятилетия "духовность" стала объектом серь­ езного внимания социологии, психологии, педагогики, культуроло­ гии и других научных дисциплин. Однако ни Российская педагоги­ ческая энциклопедия (первый том которой вышел в 1993 г., а вто­ рой в 1999 г.), ни Большой энциклопедический словарь (издан в 1997 г.) не дают это понятие. Наиболее полное определение "духовности" дает словарь практического психолога: "Духовность - с точки зрения материа­ лизма - индивидуальная выраженность в системе мотивов лично­ сти двух фундаментальных потребностей: 1) идеальная потреб­ ность познания; 2) социальная потребность жить и действовать "для других". Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, вторая - под душевностью. С категорией духовности соотносится потребность познания - мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стре­ миться получить на них ответ. Объективная полезность духовной деятельности человека диалектически сочетается с субъективным бескорыстием, где награда - удовольствие, доставляемое процес­ сом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполнен­ ного долга; наказание - угрызения совести и чувство вины2. Д. С. Лихачев делает попытку раскрыть сущность понятия "ду­ ховность" через ее антипод - "бездуховность": "Это падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням куль­ туры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элемен­ тарной осведомленности"3. Проблема ценностей вышла на первый план еще в 60-80-х го­ дах 19 в. в связи с надвигавшимся мировым кризисом рубежа ве­ ков, о котором И. А. Ильин пророчески говорил: "Мы, люди совре­ менной эпохи, не должны и не смеем предаваться иллюзии: кризис, переживаемый нами, не есть только политический или хозяйствен­ ный кризис; сущность его имеет духовную природу, корни его зало­ жены в самой глубине нашего бытия; он ставит нас перед послед­ ними вопросами... Ибо бедствия нашего времени велики; и опас­ 1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 1. М.: Терра, 1994. С. 503. 2Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. С. 149. 3Лихачев Д.С. Агрессивность "бездуховности" // Литературная газета. 1990. 30 мая. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz