Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
В. Даль, говоря о многозначности понятия "духовность" выска зывает и такую мысль: "...Духовность - все относящееся к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум, и воля" . В последние десятилетия "духовность" стала объектом серь езного внимания социологии, психологии, педагогики, культуроло гии и других научных дисциплин. Однако ни Российская педагоги ческая энциклопедия (первый том которой вышел в 1993 г., а вто рой в 1999 г.), ни Большой энциклопедический словарь (издан в 1997 г.) не дают это понятие. Наиболее полное определение "духовности" дает словарь практического психолога: "Духовность - с точки зрения материа лизма - индивидуальная выраженность в системе мотивов лично сти двух фундаментальных потребностей: 1) идеальная потреб ность познания; 2) социальная потребность жить и действовать "для других". Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, вторая - под душевностью. С категорией духовности соотносится потребность познания - мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стре миться получить на них ответ. Объективная полезность духовной деятельности человека диалектически сочетается с субъективным бескорыстием, где награда - удовольствие, доставляемое процес сом познания окружающего мира, и удовлетворение от выполнен ного долга; наказание - угрызения совести и чувство вины2. Д. С. Лихачев делает попытку раскрыть сущность понятия "ду ховность" через ее антипод - "бездуховность": "Это падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням куль туры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элемен тарной осведомленности"3. Проблема ценностей вышла на первый план еще в 60-80-х го дах 19 в. в связи с надвигавшимся мировым кризисом рубежа ве ков, о котором И. А. Ильин пророчески говорил: "Мы, люди совре менной эпохи, не должны и не смеем предаваться иллюзии: кризис, переживаемый нами, не есть только политический или хозяйствен ный кризис; сущность его имеет духовную природу, корни его зало жены в самой глубине нашего бытия; он ставит нас перед послед ними вопросами... Ибо бедствия нашего времени велики; и опас 1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 1. М.: Терра, 1994. С. 503. 2Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. С. 149. 3Лихачев Д.С. Агрессивность "бездуховности" // Литературная газета. 1990. 30 мая. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz