Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

ОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЕЖИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ Проблема ориентации школьников и молодежи на духовно­ культурные ценности приобрела в настоящее время исключитель­ ную актуальность. Это комплексная проблема имеет философские, социальные, психологические, педагогические и технологические аспекты. Педагогический смысл "ориентации" многозначен. Ее можно рассматривать и как процесс, и как результат педагогической дея­ тельности. "Ориентация, как процесс - это проективные действия от замысла до результата: точный правильный выбор цели, средств ее достижения, оценка действия в сопоставлении поступка с общей направленностью, планами, жизненными ценностями. Ориентация - необходимый компонент любой жизнедеятельности: труда, позна­ ния, искусства, общения"1. Понятие "духовность" первоначально использовалось в рели­ гиозной и философской антропологии. Нагорная проповедь - пер­ вый источник, где речь идет об иерархии человеческих ценностей, о приоритете заботы о душе над повседневными практическими заботами. Иисус говорит: "Не для души вашей, что вам есть и пить, не для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, а тело - одежды?" (Мф. 6:25). Эту мысль подробно раскрывает в знаменитой книге "Мате­ ринская школа" основоположник научной педагогики Я. А. Комен- ский: "... родители недостаточно исполняют свой долг, если науча­ ют своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, ибо все это служит только для тела, которое не есть человек, а служит хижиной для человека. Хозяин этой хижины (разумная душа) обитает внутри; о нем и следует заботиться больше, чем о внешней оболочке... Итак, преимущественное попечение должно иметь о душе, как о главной части человека, чтобы она могла выйти из тела как мож­ но лучше украшенной. А о теле нужно заботиться для того, чтобы оно стало жилищем, пригодным и достойным бессмертной души"2. 1 Солдатенков А. Д. Ориентация школьников на духовно значимые ценности: Дис. ... Д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1994 С. 9. История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб : Учеб. пособие / Под ред. М. А. Галагузовой. М.: Владос, 2000. С. 55. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz