Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

ции, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимо­ сти от принятых собственных решений, т. е. при разыгрывании ро­ лей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывает­ ся тот или иной исполнитель; этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных на­ выков; 3) полномасштабная деловая игра, имитирующая проф сиональную деятельность и последствия принимаемых про­ фессиональных решений (часто с использованием ЭВМ для рас­ чета и анализа близких и отдаленных последствий принимаемых решений)1. Деловая игра - одно из средств активизации познавательной деятельности, которое можно использовать и в процессе обучения и воспитания. Благодаря органическому соединению игрового и делового компонентов, во-первых, происходит более быстрая переработка сознанием информации, во-вторых, четко выявляются противоре­ чивые моменты, парадоксы, проблемы и пути их разрешения. Само по себе игровое сознание в плане серьезной деятельности дает немного. Но в соединении с моделирующей (учебно-тренировоч­ ной) функцией оно становится эффективным инструментом реше­ ния серьезных проблем и задач. Практически можно смоделировать самые различные жизнен­ ные ситуации, с которыми встречаются школьники и студенты в по­ вседневной жизни. Деловая игра при правильной организации носит развиваю­ щий характер. В процессе ее проведения нередко возникают неожиданные для самого участника игры эвристические решения, а также появляется острое чувство неудовлетворенности в случае проигрыша, заставляющее оперативно восполнять пробелы в зна­ ниях. Расширение и углубление знаний в значительной мере про­ исходит уже в самом процессе коллективного анализа хода и ре­ зультатов игры. Деловая игра имеет свои правила, логику, последователь­ ность действий, что детально исследовано в работах М Э. Арета- нова, В. П. Бедерхановой, Н. В. Борисовой, А А. Вербицкого, В. В. Воронова, Л. Д. Столяренко, Н. К. Толордовой и др. Они сво­ дятся в основном к следующему: См. подробнее: Столяренко Л Д., Столяренко В Е Психология и педагогика для технических вузов Ростов н/Д , 2001 С 490-492 214

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz