Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

9. Диспут следует начинать с объявления темы и вступител ного слова ведущего, где мотивируется тема, ставятся вопросы диспута. Это может быть рассказ о нескольких спорных фактах или противоположных точках зрения, фрагмент документального или художественного фильма и т. д. Использование кинодокументов психологически настраивает аудиторию на полемический лад, создает доверительную атмо­ сферу, снимает закрепощенность, которая нередко возникает в на­ чале диспута. Важным компонентом диспута является заключительное сло­ во. Оно должно подводить итоги диспута, оценивать выступления, поддерживать правильное, оригинальное, анализировать ошибоч­ ные взгляды и умно, тактично вскрывать их причины. Для того чтобы повысить культуру дискуссии на диспуте, це­ лесообразно заранее разработать "Правила диспута": В споре все равны. Каждый имеет право выступать с кри­ тикой любого положения, с которым не согласен. Гпавное в диспуте - аргументы, логика доказательств. Диспут - это борьба мнений, соревнование точек зрения. В диспуте нельзя злоупотреблять цитатами и т. д. Можно разработать поэтические правила диспута. Например: "Тот, кто постоянно ясен, тот, по-моему, просто глуп" (В. Маяков­ ский), "Уважай чужое мнение, но достойный мудреца: сам высказы­ вай суждения лишь от первого лица" (Р. Гамзатов) и т. д. Диспут - сложная форма воспитательной работы и для его ор­ ганизации должны быть определенные предпосылки: достаточно высокий уровень познавательной активности школьников; - хорошие уроки учителей, преподающих предметы гума­ нитарного цикла, на которых используется проблемное обучение, стимулируется желание детей высказывать соб­ ственные суждения, поддерживаются дискуссии и т. д.; высокий уровень педагогического мастерства классного руководителя. Рекомендуем вопросы для обсуждения документального фильма Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм": 1. В чем актуальность темы фильма? 2. Почему фильм называется "Обыкновенный фашизм"? Мо­ жет ли быть фашизм обыкновенным? 3. Почему М. Ромм, прославленный режиссер художественных фильмов, обратился к документальному экрану? 212

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz