Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

ность и творчество, общественную активность, самостоятельность и инициативу детей, помогают школьникам овладеть туристскими, трудовыми навыками, воспитывают любовь к природе, коллекти­ визм, смелость, укрепляют здоровье и физически закаляют детей. Однако организация и проведение экскурсий в условиях Запо­ лярья, особенно в зимнее время, требует от руководителей не только отличного знания методики, инструктивных документов, но и повышенной ответственности за безопасность, здоровье и жизнь детей. Методика организации экскурсии включает: а) постановку учи­ телем цели экскурсии и уяснение ее учащимися; б) начальное (вводное) выступление экскурсовода; в) передвижение по маршруту экскурсии и ознакомление с объектами в сопровождении объяснения экскурсовода; г) вопросы и комментарии учителя (если он сам не является экскурсоводом); д) учет возрастных и психоло­ гических особенностей ребят, их подготовленность к усвоению, к информации и возможности в плане физической нагрузки; е) раз­ работку общих и индивидуальных заданий участникам экскурсии; ж) знакомство с правилами поведения и техникой безопасности при посещении производства или природных объектов; з) оформление необходимой документации (приказ директора школы, в котором указывается цель экскурсии, контрольные сроки, поименный список учащихся, руководитель экскурсии, несущий полную ответствен­ ность за здоровье и жизнь детей; и) формы подведения итогов (ве­ чер, конференция, организация выставки собранных материалов, дневников, творческих работ участников экскурсии, открытие новых стендов или экспозиции в кабинете истории или в школьном крае­ ведческом музее Приступая к подготовке экскурсии, учитель лично знакомится с ее объектами, определяет, на что обратить внимание детей и ка­ кую практическую поисковую работу они могут выполнить; устанав­ ливает маршрут, по которому пойдут ученики, выявляет места, опасные для жизни детей, договаривается со специалистом- экскурсоводом о его и своих обязанностях во время экскурсии. Следующий этап работы - составление плана экскурсии, в котором отражаются вопросы. Приведем пример организации экскурсии в Долину Славы. 1. Цель экскурсии: а) рассказать о боях на Мурманском правлении, отметить характерные особенности ведения военных действий в суровых условиях Заполярья, подчеркнуть массовой героизм воинов 14-й армии и Северного флота, которе не сдали столицу Заполярья, проанализировать роль Мурманска как важного 199

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz