Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

ворит со злостью, грубыми, оскорбительными словами. Я понимаю, откуда это. Когда я была еще маленькой, от нас ушел отец... Недоверие ко мне проявляется еще и в том, что когда меня нет, мама роется в моих книгах, тетрадях, проверяет стол с целью найти "компроментирующие" меня вещи и бумаги. Я всегда завидую тем девчонкам, которые всем сокровенным делятся со своим самым близким человеком, который успокоит и поможет в трудную минуту. А у кого их не бывает? Я откровенной с мамой быть не могу. Мою откровенность она истолковывает пре­ вратно, называет "дурой" или злорадствует: "Допрыгалась, а я ведь предупреждала". Поэтому уже давно я не говорила с мамой по ду­ шам. Порой мне кажется, что моя внутренняя жизнь ее совершенно не интересует. Главное для нее создать для посторонних людей видимость благополучия в семье. Маме главное, чтобы я училась без троек, не было жалоб на поведение, вовремя была дома, а что у меня на душе - никому нет дела... Марина А." Очень тревожное сочинение. Если вовремя, тактично, педаго­ гически правильно не помочь маме этой девочки, очень скоро она станет для собственной дочери не только чужим, но и враждебным человеком. И, самое главное, в этот сложный, переходный возраст девочка, не встречая понимания, доверия самого близкого челове­ ка, может совершить любой необдуманный поступок. Среди вопросов, которые необходимо изучить классному ру­ ководителю, в первую очередь должны быть вопросы об условиях воспитания в семье. Сюда входят общие сведения о семье (струк­ тура семьи, возраст, профессия родителей), бытовые и санитарно- гигиенические условия жизни семьи, материальная обеспечен­ ность. Общие сведения о семье можно получить сравнительно быст­ ро при знакомстве с родителями во время фронтального посеще­ ния детей на дому перед началом учебного года и в первые дни занятий в школе, а также путем анкетирования на первом роди­ тельском собрании. Труднее собрать сведения о семейном воспитании: воспита­ тельной активности родителей, общественной направленности се­ мейного коллектива, психологии семейных отношений, использова­ нии свободного времени, широте духовных запросов, культуре до­ суга, отношении родителей к школе. Для получения этих сведений нужен определенный период времени и использование системы методов изучения семьи, так как каждая семья требует индивидуального подхода в каждой конкрет­ ной ситуации. Исходя из тех задач, которые планирует решить 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz