Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

надо намечать перспективу в воспитании ребенка, подумать о его завтрашнем дне. Для этого можно попросить родителей написать небольшое сочинение на тему "Каким бы я хотела (хотел) видеть своего сына (дочь) к окончанию школы?" или "Хороший сын (дочь), по-моему, это..." Еще большую, порой самую неожиданную информацию дают детские сочинения. Такие сочинения проводят на программных уроках русского языка и литературы. Их тема заранее согласовы­ вается с преподавателем. Этот метод легче использовать классно­ му руководителю, который сам является хорошим учителем русско­ го языка и литературы, так как только с авторитетными, любимыми учителями дети откровенны. В наивных, непосредственных детских сочинениях мы видим личность ребенка, его сокровенные мысли, порой очень мудрые, его собственную оценку семейных отношений, родителей и себя. Вот отрывки из сочинений-миниатюр "Моя мама", написанных учениками 6-го класса школы № 10 г. Мурманска: "Мама - это самый родной человек. Мама - это самое дорогое в моей жизни. Когда я расстроен, моя мама успокоит меня, если что-то не получается, мама рядом и поможет. Она у меня чертеж­ ница. На работе выполняет сложные чертежи и, конечно, сильно устает. Но с работы приходит веселая, не показывает нам, что ус­ тала. Но мы с папой все прекрасно понимаем. Только вот не всегда помогаем маме. Мы обещали ей исправиться и как можно больше помогать дома. Моя мама добрая, ласковая, но в то же время стро­ гая и требовательная. Попробуй нахалтурить в каком-нибудь деле, она сразу заметит. Мое горе она переживает вместе со мной; очень сочувствует и помогает мама другим людям. Я стараюсь не огор­ чать ее, но это у меня не всегда получается. Но я очень люблю свою маму. Большое спасибо ей за заботу и доброту, за строгость. Игорь С." Это прекрасное сочинение ребенка из хорошей, благополуч­ ной семьи, где у родителей правильная линия воспитания и здоро­ вый доброжелательный микроклимат. А вот отрывок из сочинения, которое должно насторожить учи­ теля. Этой семье нужна его профессиональная помощь. "Я, конечно, очень люблю свою маму, но отношусь к ней кри­ тически. Все дело в том, что она мне не доверяет и совсем не по­ нимает меня. Она не любит моих товарищей, особенно мальчишек. Ей кажется, что между девчонкой и парнем не могут быть простые, товарищеские отношения. О ребятах и мужчинах мама всегода го­ 188

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz