Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
явления, обнажив основу того или иного поступка, выяснив его мо тивы. Коллективная беседа на родительском собрании или заседа нии родительского комитета при решении тех или иных педагогиче ских задач помогает выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания (например, о методах поощрения и наказа ния, проблемах полового воспитания в семье и др.). Эффективным методом изучения семьи являются независи мые характеристики. Это характеристики, составленные по едино му плану на родителей или в целом на семью разными людьми не зависимо друг от друга. Метод независимых характеристик дает возможность получить более полную информацию о родителях и их детях за счет тех сведений, которые оказываются известными одним авторам и неизвестными другим. Этот метод оправдан в том случае, когда речь идет о трудном подростке. Суть этого метода изучения семьи заключается в том, что учитель беседует с родите лями, с соседями по квартире, с представителями общественных организаций, где родители работают, с членами родительского ко митета класса. Обобщенные сведения помогут учителю более об стоятельно оценить уровень духовного развития семьи и ее влия ние на воспитание школьников. Широко используют классные руководители в своей работе по изучению семей воспитанников анкетирование. Анкетный опрос - письменные ответы на поставленные педагогом вопросы. Анке тирование как метод исследования позволяет учителю одновре менно получить массовую информацию. Результативность анкетно го опроса (полнота, объективность, искренность) зависит от ряда условий. Во-первых, родители должны осознать его целесообразность. Во-вторых, они должны быть уверенными, что результаты оп роса не будут использованы педагогам во вред им. В-третьих, формулировка вопросов должна быть конкретной и точной, ясной, доступной для ответа в отведенный промежуток времени. Опытный классный руководитель Богомолова Маргарита Александровна рассказывает: "Когда мы беремся за классное руководство в незнакомом но вом классе, нас в одинаковой степени волнуют мысли, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей и будут ли они моими помощниками. Поэтому на первом родительском собрании, мы проводим ан кетный опрос родителей для определения формы помощи, которую 186
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz