Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

явления, обнажив основу того или иного поступка, выяснив его мо­ тивы. Коллективная беседа на родительском собрании или заседа­ нии родительского комитета при решении тех или иных педагогиче­ ских задач помогает выяснить мнение родителей по отдельным вопросам воспитания (например, о методах поощрения и наказа­ ния, проблемах полового воспитания в семье и др.). Эффективным методом изучения семьи являются независи­ мые характеристики. Это характеристики, составленные по едино­ му плану на родителей или в целом на семью разными людьми не­ зависимо друг от друга. Метод независимых характеристик дает возможность получить более полную информацию о родителях и их детях за счет тех сведений, которые оказываются известными одним авторам и неизвестными другим. Этот метод оправдан в том случае, когда речь идет о трудном подростке. Суть этого метода изучения семьи заключается в том, что учитель беседует с родите­ лями, с соседями по квартире, с представителями общественных организаций, где родители работают, с членами родительского ко­ митета класса. Обобщенные сведения помогут учителю более об­ стоятельно оценить уровень духовного развития семьи и ее влия­ ние на воспитание школьников. Широко используют классные руководители в своей работе по изучению семей воспитанников анкетирование. Анкетный опрос - письменные ответы на поставленные педагогом вопросы. Анке­ тирование как метод исследования позволяет учителю одновре­ менно получить массовую информацию. Результативность анкетно­ го опроса (полнота, объективность, искренность) зависит от ряда условий. Во-первых, родители должны осознать его целесообразность. Во-вторых, они должны быть уверенными, что результаты оп­ роса не будут использованы педагогам во вред им. В-третьих, формулировка вопросов должна быть конкретной и точной, ясной, доступной для ответа в отведенный промежуток времени. Опытный классный руководитель Богомолова Маргарита Александровна рассказывает: "Когда мы беремся за классное руководство в незнакомом но­ вом классе, нас в одинаковой степени волнуют мысли, что из себя представляют мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей и будут ли они моими помощниками. Поэтому на первом родительском собрании, мы проводим ан­ кетный опрос родителей для определения формы помощи, которую 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz