Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

сение до детей моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием об­ разцов и правил поведения. Образцами поведения служат прежде всего сами взрослые - их поступки, взаимоотношения. Конечно, наиболее существенное воздействие на ребенка оказывает пове­ дение людей, непосредственно его окружающих. Дети, как извест­ но, отличаются своей способностью к подражанию. Они перенима­ ют манеры взрослого, заимствуют у них оценку к другим людям: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ Для успешной организации совместной работы школы и семьи и оказания профессиональной, действенной помощи родителям в семейном воспитании необходимо серьезное изучение семьи ка­ ждого ученика, особенно неполных семей и семей "трудных" подро­ стков. Отечественная педагогика накопила большой интересный опыт индивидуальной работы с родителями. В основе его лежит глубокое, целенаправленное, заинтересованное изучение семей своих воспитанников. В педагогической работе используются ряд общедоступных и результативных методов изучения семьи. Наиболее распростра­ ненным из них является наблюдение. Наблюдение осуществляется в процессе изучения родителей на родительских собраниях (посещаемость, активность, отношение к школе, классу, педагогам и т. д.), заседаниях родительского коми­ тета (степень активности, педагогической зрелости, педагогическо­ го такта, кругозора, организаторских способностей и т. д.), в про­ цессе общения в "День школы" (еженедельная постоянно дейст­ вующая консультация для родителей) и, самое главное, в процессе посещения каждой семьи. Огромную информацию о семье можно получить опосредо­ ванно, наблюдая за детьми. Их поведение, отношение к товари­ щам, учителям, общественной работе помогают классному руково­ дителю понять микроклимат в семье, ее особенности, радости, бе­ ды, заботы. Метод наблюдения должен дополняться методом беседы. Этот метод помогает уточнить отдельные положения, выяснить об­ стоятельства, разъясняющие или обосновывающие поведение, по­ ступок родителей или ребенка. Беседа помогает проникнуть в глубь 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz