Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

Получение информации по второй группе вопросов предлагает использование совокупности методов и приемов: посещение семей, наблюдение, беседы, анкетирование, включение родителей в об­ щественную работу, анализ сочинений-миниатюр о своей семье. При изучении воспитательной активности семьи рекомендуем использовать такую анкету. Анкета"!. 1. Сколько времени (приблизительно) вы проводите в общении с ребенком: в течение дня... в течение недели... в совместной работе... в беседах, в разговорах... в кино, клубе, театре, библиотеке... на прогулке (в лес, на реку и т. п.)... 2. Есть ли другие виды общения? Укажите их.. 3. Считаете ли вы это время общения достаточным для воспи­ тания вашего ребенка? 4. Уверены ли вы, что правильно понимаете особенности раз­ вития своего ребенка? 5. Встречаете ли вы трудности в воспитании ребенка и какие? Как их разрешаете? Знакомя родителей с результатами анкетирования, и услышав традиционные жалобы родителей на нехватку времени, следует напомнить им нестареющие мысли А. С. Макаренко: "Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете га­ зету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты ваше мысли доходят до него... А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы воспитываете своих детей и воспитываете плохо"1. На конкретных примерах родителям следует показать, что ос­ новной путь влияния взрослых на развитие личности детей —доне' Макаренко А С. Лекции о воспитании детей // Соч.: В 7 т. Т. 4. М, 1957. С. 347. 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz