Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
Получение информации по второй группе вопросов предлагает использование совокупности методов и приемов: посещение семей, наблюдение, беседы, анкетирование, включение родителей в об щественную работу, анализ сочинений-миниатюр о своей семье. При изучении воспитательной активности семьи рекомендуем использовать такую анкету. Анкета"!. 1. Сколько времени (приблизительно) вы проводите в общении с ребенком: в течение дня... в течение недели... в совместной работе... в беседах, в разговорах... в кино, клубе, театре, библиотеке... на прогулке (в лес, на реку и т. п.)... 2. Есть ли другие виды общения? Укажите их.. 3. Считаете ли вы это время общения достаточным для воспи тания вашего ребенка? 4. Уверены ли вы, что правильно понимаете особенности раз вития своего ребенка? 5. Встречаете ли вы трудности в воспитании ребенка и какие? Как их разрешаете? Знакомя родителей с результатами анкетирования, и услышав традиционные жалобы родителей на нехватку времени, следует напомнить им нестареющие мысли А. С. Макаренко: "Не думайте, что воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете га зету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты ваше мысли доходят до него... А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы воспитываете своих детей и воспитываете плохо"1. На конкретных примерах родителям следует показать, что ос новной путь влияния взрослых на развитие личности детей —доне' Макаренко А С. Лекции о воспитании детей // Соч.: В 7 т. Т. 4. М, 1957. С. 347. 184
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz