Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

и социуму детей "группы риска", "трудных", склонных к девиантному поведению и т. д. С первой группой родителей работать легко, по существу они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь, с по­ следней работать бесполезно, более того обращение педагогов к ним за помощью может только положение ухудшить. Вторая, большая часть родителей занимается воспитанием, но они не вла­ деют ни методиками, ни народной педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Он и воспитывают детей так, как воспитывали их. Неучет новых обстоятельств приводит со временем к результа­ там плачевным. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практи­ чески вышли у них из повиновения, а они утратили влияние на них"1. Факторами влияния на взаимоотношения в семье и, следова­ тельно, на формирование и становление личности ребенка, по мно­ гочисленным наблюдениям, сегодня являются: состав семьи и ее структура, характер взаимоотношений в се­ мье, особенно между отцом и матерью; скоординированность семейных ролей и поддержка членами семьи господствующего в доме порядка и сложившихся норм; образовательный уровень родителей, совместимость и общая психологическая атмосфера в семье; отношение к детям со стороны матери и отца, их влияние. Поэтому главной практической задачей классного руководите­ ля и главным условием успешной работы является изучение усло­ вий, в которых растут подопечные дети. Классному руководителю необходимо собрать общие сведения о семье (структура семьи, возраст, профессия родителей, бытовые и санитарно-гигиени- ческие условия жизни семьи, материальная обеспеченность) и данные о семейном воспитании (воспитательная активность ро­ дителей, общественная направленность семейного коллектива, психология семейных отношений, наличие уголка школьника, вы­ полнение ребенком режима дня, распределение трудовых обязан­ ностей в семье, использование свободного времени, широта ду­ ховных запросов, культура досуга, отношение родителей к школе). Общие сведения о семье можно получить при первом же зна­ комстве с родителями, когда осуществляется фронтальное посе­ щение детей на дому перед началом учебного года или в первую неделю занятий в школе. 1Созонов В. П. Организация воспитательной работы в классе' Метод, пособие для классного руководителя М., 2000. С. 103. 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz