Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

водится на добровольных началах и только с согласия детей. Юри­ дически школьник обязан присутствовать лишь на классном часе в форме классного собрания, так как это орган руководства всей учебно-воспитательной работой первичного школьного коллектива - класса. Классный руководитель обязан планировать воспитательную работу, но посещать классные мероприятия или не посещать - пра­ во детей". В Законе РФ "Об образовании" записано: "Обучающиеся воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право свободного посещения мероприятий, не предусмотренных учебным планом"1. Раньше, когда в школе были пионерская и комсомольская орга­ низации, дети были обязаны посещать пионерские мероприятия (сбор, линейки, участвовать в поисковых операциях и т. д.), комсо­ мольские мероприятия (комсомольское собрание, субботники и др.), так как это было записано в "Положении о пионерской организации" и в "Уставе комсомола". Таким образом, возникает противоречие между многочислен­ ными функциональными обязанностями классного руководителя, записанными в ряде нормативно-методических документов, которые обязывают работников школы заниматься воспитанием детей вне урока, и статьей Закона. Но в Законе говорится и о том, что "права и обязанности обу­ чающихся, воспитанников в образовательном учреждении опреде­ ляются уставом образовательного учреждения и иными предусмот­ ренными уставом локальными актами". Это значит, что ученики, ро­ дители, учителя коллегиально могут предусмотреть в уставе школы минимум обязательных воспитательных мероприятий, которые они сами желают проводить в школе или вне ее. Например, Программа Донской гимназии включает не только содержание образования, но и внеклассную, внешкольную деятель­ ность, досуг гимназистов: "Преподавание обязательного госминиму- ма; систему спецкурсов в области экологии, биогеохимии, истории, литературы; выездные занятия, экспедиции; интересный досуг (ги­ тарная студия, ИЗО, бридж-клуб, туристский клуб)" . В ряде гимназий и школ советами этих учебных заведений раз­ работаны специальные Уставы, в которых записаны права и обязан­ ности всех участников учебно-воспитательного процесса - школьни­ ков, учителей, родителей. Анализ Уставов лучших средних учебных заведений страны по­ казывает, что они, как правило, обязывают классного руководителя 1Закон Российской Федерации "Об образовании" Мурманск: НМЦ, 1992. С. 50. 2Калинин (И. И. О коммунистическом воспитании. М.: Культпросвет, 1956. 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz