Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

звучит наивно и даже ошибочно. А. С Макаренко утверждает, что половая жизнь не должна быть интимно-замкнутой, что любовь мо­ жет зародиться лишь на социальной почве, когда оба любящих хо­ рошо работают, выполняют норму, а так же в каждом из своих ин­ тимных прикосновений ощущают волю и солидарность рабочего класса. "Если мужчина и женщина, - подчеркивает А. С. Макаренко, - не ощущают себя членами общества, если у них нет чувства ответ­ ственности за его жизнь, за его красоту и разум, как они могут по­ любить?"1 А. С. Макаренко ошибочно считал, что детям нельзя раскры­ вать "тайну деторождения": "Не так давно проблема полового вос­ питания занимала многих свободных людей в такой форме: как объяснить детям тайну деторождения? Проблема выступала в ли­ беральных одеждах, и либеральность эту видели в том, что уже не сомневались: тайну деторождения детям нужно обязательно объяснять. С высокомерием посмеивались над старыми возмути­ тельными подходцами, ненавидели атеистов и презирали капусту. Были убеждены в том, что от атеистов и от капусты должны проис­ ходить разные бедствия и что своевременное объяснение эти бед­ ствия предупредит. Самые отчаянные и либеральные требовали полного срыва­ ния "покровов" и полной свободы в половых разговорах с детьми. На разные лады и различными голосами толковали о том, какими ужасными, извилистыми путями современные дети узнают тайну деторождения"2. Однако известный немецкий сексопатолог Р. Нойберт считает, что о половых различиях дети должны знать к 2,5-3 годам, а о де­ торождении - к семи. Причем эти сведения дети воспринимают без сильных переживаний, спокойно и естественно. Чтобы показать серьезность переоценки взглядов на проблему полового просвещения детей приведем несколько высказываний из книги современных христианских авторов Дж. и Б. Уилки "Чудо секса": "Давайте поразмышляем, почему многие родители предпочи­ тают не говорить с детьми о сексе? Все вы назовете одну и ту же причину: "Мы чувствуем неловкость... Мы особенно смущаемся, начинаем заикаться и краснеть". Что касается ребенка, то его реак­ ция не похожа на реакцию взрослого человека. Для ребенка такие вопросы, как "Откуда берутся дети?" и "Что сегодня на обед?", сто- ’ Макаренко А. С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983. С. 103-104. ‘ Там же. С. 104. 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz