Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
Определенный отпечаток накладывали национальные и рели гиозные традиции россиян. В народе, в крестьянских семьях куль тивировали прекрасные качества - целомудрие, преданность се мье, жертвенность ради любимого, ради детей. "Любить" для рос сийской женщины было синонимом слова "жалеть". Великие русские писатели и поэты XIX века блестяще показа ли психологию женщины, которая испытывает нравственные стра дания от внутренней борьбы чувства долга быть верной нелюби мому мужу с мучительным чувством новой любви. И пушкинские слова: "...но я другому отдана и буду век ему верна", - это не толь ко поэтический образ. Естественно и просто решались вопросы полового воспитания в крестьянских семьях (крестьянство было основным населением России). Жизнь в сельской местности в единении с природой, сель скохозяйственный труд с раннего детства, уход за домашними жи вотными, которые приносили потомство, а это была огромная ра дость для всей семьи, давали им нужную информацию. Появление любой новой жизни воспринималось детьми как естественная не обходимость. Большую положительную роль в нравственном воспитании молодежи играла религия. С детства впитывались мудрые библей ские истины и заповеди: "Браки заключаются на небе", "Не прелю бодействуй - великий грех!" и т. д. Человек - биосоциальное существо, поэтому в процессе его развития возникает естественное противоречие между желанием любить, искать контакт с представителем противоположного пола, ибо в основе любви лежит половой инстинкт, и теми нормами мо рали и права, которые существуют в обществе и с которыми чело век вынужден считаться, чтобы не быть "белой вороной". Прослеживается понятная закономерность: в тоталитарных режимах прошлого и настоящего социальный фактор в отношениях между мужчиной и женщиной стоит на первом месте, в демократи ческих государствах отношение к интимной жизни граждан либе ральное. В этом смысле интересны взгляды на половое воспитание А. С. Макаренко, великого педагога советского тоталитарного госу дарства. С одной стороны, он совершенно прав, когда говорит о том, что молодежь надо воспитывать в таком духе, "чтобы они только по любви могли наслаждаться половой жизнью и чтобы свое наслаждение, свою любовь и свое счастье они реализовали в се мье". С другой стороны, ряд его рассуждений (с моральных позиций нашего времени и прав граждан посттоталитарного государства) 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz