Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

По данным профессора Д. Г. Левитеса серьезным фактором, который не всегда учитывают работники школ Мурманской области, является перегрузка познавательной деятельностью. Так, средняя продолжительность учебного дня (все виды учебных занятий школь­ ников 9-11 классов) равняется 11,5 часа. Очень часто эта цифра до­ ходит до 14 часов, в отдельных случаях до 16,5 часа1. К этому необходимо добавить, что "ведущим мотивом познава­ тельной деятельности у 58% опрошенных является страх. Опасения получить плохую отметку, не сдать вовремя зачет, "провалиться" на вступительных экзаменах, оказаться несостоятельным в глазах более успешных товарищей в "элитном" классе, страх перед роди­ телями, учителем. Собственно познавательный мотив, как мотивы, так или иначе связанные с самореализацией личности, занимали в ответах старшеклассников от 4% до 12%" . Все это крайне негативно влияет на здоровье школьников Коль­ ского Заполярья. Ученые предлагают выход из создавшейся ситуации: необхо­ димо в единстве осуществлять два процесса - образование и оздо­ ровление. Полноценное образование возможно только при наличии здоровья, действительное же здоровье недостижимо без надлежа­ щего образования. В Мурманской области имеется положительный опыт такой экс­ периментальной работы. Директор Мурмашинской СШ № 1 В. Л. Смирнова делится опытом оздоровления детей в процессе ор­ ганизации учебно-воспитательной работы: "Главная задача школы - не только интеллектуальное развитие ребенка, но прежде всего со­ хранение его здоровья как основы образовательного процесса. Мы изменили функциональные обязанности завуча школы, который должен вести контроль не только успеваемости, но и состояния здо­ ровья учащихся, анализировать результаты медицинских осмотров и, исходя из этого, планировать, строить образовательный процесс... Для координации работы, исходя из разностороннего анализа состояния здоровья учащихся, в школе составлена специальная программа "Здоровье" . Классный руководитель всегда должен помнить, что в отличие от учебных занятий, вся воспитательная работа организуется и про­ 1Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Книга для чтения. Мурманск, 1997. С. 12. 2Там же. С. 13. 3Смирнова В. Л. Здоровье и сознание: Проблемы и перспективы формирования здо­ ровья детей и учащейся молодежи в экстремальных условиях среды обитания: Тези­ сы докладов на научно-практической конференции 22-25 апреля 1997. Мурманск: МОИПКРО, 1977. С. 61-62. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz