Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

в проблему "Религия и культура", вот уже несколько лет функцио­ нирует в гуманитарном центре Санкт-Петербургской организации общества "Знание" РФ. Занятия в самом центре чередуются с экс­ курсиями в Русский музей и Эрмитаж, где религиозная (в частности библейская) тематика представлена в экспозиции очень широко. Таким образом, в какой-то мере отечественная педагогика использует пока еще не в полной мере огромный образовательный и прежде всего нравственный потенциал, который несет в себе ре­ лигия. Но, на наш взгляд, этого явно недостаточно. Особенности общественно-политического развития нашей страны в конце XX века, реальная угроза перестать быть великой державой, может быть впервые дает реальную возможность объе­ динить на основе общенационального интереса, тысячелетней ду­ ховности некогда яростно враждовавшие силы и верующих, и атеи­ стов, и демократов, и сторонников тоталитарного государства. Ставка очень велика - сохранение самобытности, национальной независимости великой России. Тем более что десятилетия пре­ следования в нашей стране религии, церкви, священнослужителей не смогли "вытравить" в душе россиян тягу, может быть на генети­ ческом, бессознательном уровне, к православию, мусульманству, иудаизму и другим традиционным для России религиозным кон­ фессиям. К сожалению, и сегодня ряд известных религиозных деятелей и педагогов относятся к атеизму, материализму с той же неприми­ римостью, с какой совсем недавно воинствующие атеисты относи­ лись к религии. Например, религиозный педагог В. В. Зеньковский утверждает: "Чистый атеизм легко соединяется с равнодушием и потому особой творческой активной силы не имеет, но атеизм, оплодотво­ ренный гуманизмом, стремится вытеснить христианство и иногда успевает в этом"1. Суждение В. В. Зеньковского напоминают по своей идеологи­ ческой непримиримости убеждения советских идеологических ра­ ботников о том, что безнравственность лучше, чем религиозная нравственность, так как последняя "лжива и двулична". Думается, что давно пора прийти к пониманию: наука и религия - две ветви духовной культуры, которые обречены на существование самой логикой развития человеческого общества. Великий русский педа­ гог К. Д. Ушинский еще в 1882 году писал: "Духовное развитие, ду­ Зеньковский В. В. Педагогика. Париж - Москва: Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996. С. 11. 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz