Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

В статье 14 записаны те новые подходы к сущности воспитания, о которых мы говорили выше: "Содержание образования ориентиро­ вано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации"1. В статье 15 говорится, что "дисциплина в образовательном уч­ реждении поддерживается на основе уважения человеческого дос­ тоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение ме­ тодов физического и психического насилия по отношению к детям не допускаются"2 Особенно актуальна для жителей Крайнего Севера статья 51 "Охрана здоровья обучающихся и воспитанников": "Учебная нагруз­ ка, режим занятий определяются уставом образовательного учреж­ дения на основе рекомендаций, согласованных с органами здраво­ охранения"3. К сожалению, в наших школах очень часто знания получают де­ ти в ущерб своему здоровью. Об этом свидетельствует статистика. Результаты исследования функционального состояния сердечно­ сосудистой системы показали, что лишь у незначительного числа детей (в среднем 25% от общего количества обследованных) данная система функционирует в нормальном режиме. У 60% школьников выявлено нарушение иммунологической реактивности. В среднем 55% учащихся имеют ту или иную форму патологии. В структуре хронической заболеваемости преобладают так называемые "школь­ ные болезни: нарушение зрения, заболевания опорно-двигательной системы"4. И еще несколько тревожных фактов: "Если у 16% 3-4-летних детей при медицинских осмотрах выявлены различные нарушения здоровья, то у школьников 9-10 классов (16-17 лет) в 44 % случаев; распространенность понижения остроты зрения растет с 9% у детей 6-7 лет перед поступлением в школу до 36% у школьников 9-10 классов (то есть в 6 раз), сколиоз с 0,4 % детей за год до посту­ пления в школу до 2,9% у 16-17-летних школьников (то есть в 7 раз)5. ' Закон Российской Федерации "Об образовании" Мурманск: НМЦ, 1992. С. 15. 7Там же. С. 17. ’ Там же. С. 59. 4 Комплексная программа профилактических мероприятий по охране здоровья детей в городах Мурманской области. Мурманск, 1994. С. 43 Рубин А. Д., Литвинова А. В., Дорофеев В. М. Факторы, формирующие здоровье детей Кольского Севера: Проблемы и перспективы формирования здоровья детей и учащейся молодежи в экстремальных условиях среды обитания: Тезисы докладов на научно-практической конференции 22-25 апреля 1997 Мурманск: МОИПКРО, 1997 С. 86. 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz