Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

профессиональный подход с точки зрения педагогики и психологии организации этого процесса. Иначе возможна опасность возникно­ вения неприятия религиозного обучения, а значит отвращения и к самой религии. Протоиерей Борис Ничипоров, размышляя о христианской пе­ дагогике в современной России, отмечает, что многие неудачи по­ следних лет в области религиозного образования были связаны с отсутствием того профессионального реализма, который должен быть у педагога, руководителя воскресной школы, центра, право­ славной гимназии и высказывает некоторые принципы деятельно­ сти православного педагога, которые, на наш взгляд, небезынте­ ресны любому работнику системы образования: "1. Принцип открытости. Личная открытость педагога - это пси­ хологическая способность души к приятию любого человека, с лю­ бой религиозной или антирелигиозной установкой. 2. Принцип освоения религиозного и культурно-исторического наследия. Одной из краеугольных парадигм современного христи­ анского мироощущения должна стать категория родной край. 3. Принцип меры. Любая инновационная педагогика, увеличи­ вая физическую, умственную, психическую нагрузку детей и подро­ стков, должна предполагать, как это отразится на психофизическом состоянии детей. 4. Принцип соподчинения духовного, душевного и телесного в структуре личности"1. Рассуждения религиозного педагога нам интересны примером того, как могут взаимообогащать друг друга религиозная и светская педагогика, когда они опираются на общечеловеческие ценности. Закон Российской Федерации "Об образовании" в статье 2 провозглашает "светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях". В Законе также говорится о защите "системой образования национальных культур и религиозных традиций в условиях многонационального государ­ ства"2. Не только религиозные деятели, но и ученые, педагогическая общественность, ряд родителей считают, что в нашем государстве не все сделано для того, чтобы свобода совести осуществлялась в полной мере. "Я законопослушный человек, - пишет Н. Д. Никанд- ров, действительный член РАО, вице-президент РАО, - вместе Ничипоров Б. Наставь юношу при начале пути его // Учительская газета. 1995. № 13. Закон РФ об образовании. Мурманск: НМЦ, 1992. С. 4. 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz