Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

праздника, но навсегда усвоил, что и как ему положено делать: и кулич не забудет испечь, и сходить к причастию вовремя"1. Автору не приходит в голову мысль, что образованный чело­ век имеет право на знание, по крайней мере той религиозной ин­ формации, которая имеет культурологическое значение и несет в себе общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Больше всего пугает автора то, что "религиозные праздники хотя и утратили свое былое религиозное значение (это скорее же­ лаемое, чем действительное примечание авторов) являются еще довольно прочной нитью, удерживающей людей в лоне церкви, что отчетливо видно на примере наиболее значительных православ­ ных празднеств, таких, как Пасха, Рождество Христово, Троица, престольных праздников"2. Но с особой болью автор рассказывает о прямом материаль­ ном ущербе, который они наносят народному хозяйству, отдельным людям и учреждениям, т. к. верующие уклоняются от своих произ­ водственных обязанностей", "гуляют по нескольку дней сряду в са­ мые ответственные дни в борьбе за урожай". Оказывается, "исстари религиозные праздники были связаны с пьянством. Их называли даже "пьяными праздниками". И послед­ ний довод автора: "Как и другие праздники, православные посвя­ щены мифическим персонажам "священной истории", мифическим событиям, которые весьма далеки от интересов современного че­ ловека, от его насущных дел и забот"3. Книга "Когда звонят колокола" издана в 1988 году. Трудно да­ же поверить, что совсем недавно такими примитивными аргумен­ тами боролись с религией. Но самое главное, что в стране целенаправленно осуществ­ лялся процесс атеистического воспитания школьников и студентов. Оно было одним из важнейших направлений коммунистического воспитания школьников и молодежи. Учителя во время преподава­ ния на всех предметах занимались антирелигиозной пропагандой, а учебные планы высшей школы включали обязательный предмет "Научный атеизм". Атеистическое воспитание пронизывало не только учебную, но и внеклассную работу. В Музее народного образования Кольского края есть любопытный документ "Отчет о работе Музея интерна­ циональной дружбы школы № 14 г. Мурманска за 1974-1975 учеб­ 2Белов А. Когда звонят колокола М.: Сов. Россия, 1988. С. 5. зТам же. С. 5. Там же. С. 6. 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz