Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

ли, что с богом им не по пути. Так Мурманск стал единственным в стране губернским центром без церкви. Русский социолог П. Сорокин, анализируя религиозную жизнь России в 20-30-е годы, предсказывал неизбежный крах политики воинствующего атеизма. Он отмечал, что в результате преследо­ ваний вместо падения религиозности будет происходить ее подъ­ ем, "вместо смерти религии и церкви - их оживление и воскресе­ ние"1. Об этом же говорил А. Солженицын, отмечая, что яростное преследование религии со стороны государственного атеизма ока­ залось "слабее тысячелетней народной веры"2. В советское время было выпущено огромное количество лите­ ратуры (научной, научно-популярной, публицистической, сатириче­ ской), в которой разоблачалась "антинародная", "классовая сущ­ ность" религии, ее опасность для советских людей, особенно для молодежи. Назовем наиболее известные и неоднократно переиз­ даваемые книги, учебники, справочники, монографии, популярные издания: Ярославский Е. "Библия для верующих и неверующих", Крывелев И. "Книга о Библии", Токарев С. "Религия в истории на­ родов мира", Белов А. "Когда звонят колокола", книги французского писателя-материалиста Лео Таксиля "Забавная библия", "Забавное евангелие, или Жизнь Иисуса", Гордиенко Н. "Основы научного атеизма" (учебное пособие для студентов педвузов), справочник "Карманное богословие", красочно иллюстрированный журнал "Атеистическое чтение" и т. д. В этих изданиях односторонне, с партийных позиций прими­ тивно и неаргументированно доказывается опасность религии для духовного развития человека. Вот типичные рассуждения и выво­ ды, характерные для этих книг: "Нет, не может рабовладельческая мораль Библии научить чему-либо хорошему трудящегося челове­ ка, сознающего свое классовое и человеческое достоинство. В на­ шу эпоху только то, что способствует построению коммунистиче­ ского общества, является нравственным и соответствует понятию добра. Но, конечно, ни Библия, ни какая бы то ни было другая ре­ лигиозная книга не может научить бороться людей за коммунизм"3. Обычно даже в монографиях, посвященных проблемам рели­ гии, преуменьшалась ее роль, желаемое выдавалось за действи­ Солженицын А. Ответное слово на присуждение Темплоновской премии "За про­ гресс в развитии религии" (1983) // Новый мир. 1992. № 1. С. 180. ?Сорокин П. Современное состояние России // Новый мир. 1992. № 2. С.180. 3Крывелев И. А. Книга о Библии. М., 1959. С. 359. 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz