Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

4) воспитание чувств сострадания и готовности помочь другим людям; 5) воспитание во имя мира"1. Однако серьезное негативное влияние на организацию системы воспитательной работы в российских школах оказывает тяжелое экономическое положение в стране и вытекающие из этого послед­ ствия: низкий уровень жизни большинства населения, безработица, имущественное расслоение, формирование новой иерархии ценно­ стей и т. д. Н. Е. Щуркова, критически оценивая современную социальную ситуацию, справедливо пишет: "Школе не изменить социальной си­ туации... Она не может даже смягчить жестокую формирующую сре­ ду, в которой совершается становление личности. Педагоги могут воспитать субъекта собственной жизни, способного на сознательный выбор, на разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей..."2. Поэтому Н. Е. Щуркова предлагает перевести социальную си­ туацию развития в педагогическую, под которой она понимает осо­ бым образом интерпретированную социальную ситуацию. Главная задача педагога, по ее мнению, превратить любое социальное явле­ ние как факт в фактор дальнейшего развития личности. По мнению ученого, существует три этапа перевода социальной ситуации раз­ вития ребенка в педагогическую: I этап - предъявление мира (на этом этапе ребенку открывает­ ся окружающий мир во всем его многообразии и многоликости, педа­ гог целенаправленно расширяет кругозор детей); II этап - интонирование мира (предъявляя мир ребенку, учителя выбирают определенные объекты, обращают внимание на опреде­ ленные их качества); III этап - мобилизация сил детей"3. В Законе РФ "Об образовании" в центре внимания находится личность ребенка, его права и интересы. Уже в преамбуле закона говорится: "Под образованием в настоящем Законе понимается це­ ленаправленный процесс обучения и воспитания в интересах лично­ сти, общества, государства..."4. Это первый документ в истории образования России, где инте­ ресы отдельной личности на первом месте. 1 Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М.: Владос, 1999. С. 97. "> ' Там же. С 7. 3Там же. С. 83-91 4 Закон Российской Федерации "Об образовании". Мурманск: НМЦ, 1992 С. 3. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz