Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕЛИГИИ До сих пор школа не использует в полной мере большие по­ тенциальные возможности религии в нравственном воспитании школьников, развитии эмоциональной сферы детей. Митрополит Антоний Сурожский высказал интересную мысль: "Еще Лесков говорил в 19 веке, что Русь была крещена, но ни­ когда не была просвещена. То есть религиозного, духовного обра­ зования не было дано, и поэтому опыт, который внутри клубится невыразимо, никогда не был - для широкого народа, я не говорю: для богословов - оформлен так, чтобы он мог, с одной стороны, быть выражен, а с другой - быть защищен, и еще - обогащал бы человека в другой области, нежели просто сердце"1. Об этом же писал Н. В. Гоголь: "Владеем сокровищем, кото­ рому цены нет, и не только не заботимся о том, чтобы это почувст­ вовать, но не знаем даже, где положили его... Это Церковь, кото­ рая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей... - эта церковь нами незнаема! И эту церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!"2. Проблема взаимоотношений религии и школы существовала и до революции 1917 года. К ней в российском обществе и тогда не было однозначного отношения. Позиция церкви во второй полови­ не XXI века в области просвещения была очень прочной. Это было связано с тем, что основу идеологии Российской империи состав­ ляли православие, самодержавие и народность. Более того, цер­ ковь стремилась сосредоточить в своих руках все начальные шко­ лы. В Государственный Совет в 80-90-х годах 19 века несколько раз вносились проекты передачи всех начальных школ в ведение Си­ нода, т. е. превращение их в церковно-приходские. Подъем обще­ ственного движения во 2-й половине 90-х годов не дал осуществить эти намерения. Все изменилось в годы советской власти. "Воинствующий ате­ изм", опираясь на мощь карательных органов пролетарского госу­ дарства, пытался силой уничтожить влияние религиозной идеоло­ гии на духовную жизнь общества. Практически все крупные партийные и государственные дея­ тели советской России внесли свою лепту в антирелигиозную дея­ тельность. Хрестоматийно известны работы В. И. Ленина "О значе' Сурожский Антоний, митрополит. О встрече. СПб., 1994. С.58. 2 Гоголь Н. В. Авторская исповедь Псков, 1990 С 103 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz