Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

мические трудности, религиозный фанатизм, низкая правовая куль­ тура населения. - Сравнение Российской империи, а затем СССР с бывшими колониальными империями Англии, Франции, Германии, США и др. государств не совсем корректно. Господствующая нация в этих странах действительно обогащалась за счет разграбления колони­ альных государств и беспощадной эксплуатации их населения. Жизненный уровень русского народа в составе СССР был ни­ же, чем у других народов: грузинского, армянского, латышского или эстонского. Русский народ в той же мере пострадал в период кол­ лективизации, в годы сталинского террора. Уничтожение русской культуры, преследование религии в России началось раньше и с большей степенью жестокости, чем в национальных окраинах. - Действительно тоталитарное государство волевым путем на­ вязывало свою идеологию, подавляло национальную культуру, ума­ ляло национальную самобытность, не учитывало религиозные тра­ диции, ментальность народов и, что особенно болезненно воспри­ нималось - насаждало русский язык, русскую культуру и т. д. Успешное экономическое развитие всей страны, хорошо про­ думанная национальная политика, с учетом интересов экономики и культуры малых народов и народов всей России - главные усло­ вия преодоления национальных проблем государства. - Рост самосознания кольских саамов, поддержка их справед­ ливой борьбы за социально-экономические и политические права, поддержка и помощь саамов Скандинавских стран позволили соз­ дать Ассоциацию Кольских саамов, активно включиться в междуна­ родное сотрудничество, выдвинуть требование создания Парла­ мента кольских саамов. Сотрудничество кольских саамов в рамках стран Баренц-региона позволило им участвовать в ряде экономиче­ ских, образовательных и культурных программ, что уже сегодня приносит кольским саамам положительные результаты. Знание особенностей исторического развития коренных жите­ лей Кольского края - саамов, их сегодняшних социально- экономических проблем поможет учителю в организации интерна­ ционального воспитания школьников Заполярья. ЛИТЕРАТУРА Базанов А. Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. Л., 1939. Волков Н. Н. Российские саамы: Историко-этнографические очерки / Отв. за выпуск Ларс-Нила Ласку, Чунер Таксами. - Кауто- кейно, СПб., 1996. 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz