Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

и родители включались в обучение, получали знания по всем от­ раслям иудаизма. Главная проблема культурного общества - промежуточность и неустойчивость. Поэтому планируются уроки и курсы лекций по темам, наиболее интересующим членов общины: "Выдающиеся образы и личности нашей истории и современности", "Катастрофа и ее уроки", "История российского еврейства и евреев СССР", "Ев­ рейская литература на иврите и идиш", 'Жизнь в Израиле: вчера, сегодня и завтра" и другие. Уроки танца и песни, игры и изготовле­ ние поделок, инсценировка сюжетов из еврейской истории помога­ ют сделать занятия интересными и живыми, а значит, привлекают большее количество людей. В процессе обучения дети осознают, что предки оставили им великое наследие, которое должно сохра­ нить подрастающее поколение. Ежегодно учащиеся воскресной школы выезжают на отдых в детские лагеря на юг Финляндии, а молодежь - на учебу в страны СНГ и Израиль. Мусульманское религиозное объединение было создано в Мурманске в 1993 году. Основная его задача - возрождение рели­ гиозного духа мусульман, живущих на Севере. Для этого желающие посещают занятия объединения, где изучают ислам, проводят му­ сульманские праздники (Рамазан, Курбан-байрам), совершают ре­ лигиозные обряды, принимают участие во встречах, организуемых советом объединения. В 1994 году была открыта мусульманская школа. Ее первыми учителями стали студенты технического университета из арабских республик. Основная цель этой школы - изучение арабского языка и организация занятий по основам ислама и шариата. В группах обучаются люди разных возрастов - от 8 до 80 лет. Интерес к зна­ ниям огромный. Кроме арабского языка и Корана изучаются тради­ ции и обычаи мусульман. На праздниках ученики школы выступают с интересными концертными программами: звучат стихи на татар­ ском и арабском языках, татарские народные песни и музыкальные произведения. Таким образом: - Проблема национального вопроса - это не только пробле России, но и ряда государств мира, в том числе и экономически развитых, с высоким уровнем демократии, например, ирландский вопрос в Англии, и тем более в странах постсоциалистического развития, например Югославия, и в странах третьего мира - Индия, Афганистан, Конго, Нигерия и др. Однако в постсоциалистических государствах и странах третьего мира остроту национальным проблемам придают эконо­ 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz