Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

18 августа День учреждения Союза саамов Союз саамов был учрежден официально на II саамской конфе­ ренции 18 августа 1956 г. в Карасйок 9 октября День учреждения Саамского парламента Открытие Саамского парламента в Норвегии состоялось 9 октября 1989 г. 9 ноября День учреждения Саамского парламента В Финляндии дали постановление о Саамском парламенте 9 ноября 1973 г. В общественно-политической жизни саамов, в формировании их национального самосознания значительную роль играет между­ народная ассоциация саамских женщин "Сарахкка". Название этой организации произошло от традиционного персонажа саамских ска­ зок Сарахкка - это старшая женщина в роде, мудрая и ласковая покровительница и хранительница очага. В 1991 году в этой органи­ зации создается российское отделение. В сегодняшнее время са­ амской женщине принадлежит ведущая роль в общественно- политической жизни коренного населения Кольского края. "Традиционно у саамов женщина почитаема. Она - матерь ро­ да, нравственный стержень и часто, очень часто - "экономическая база" саамской семьи. Особенно ярко этот современный матриар­ хат проявляется у восточных - финских и особенно у российских - саамов. И как считают сами женщины, если и есть у саамов надеж­ да на национальное возрождение, если и есть кто-то, кто способен еще отстаивать свои древние права, - так это женщина, не пора­ женная эпидемией апатии, безверия и алкоголизма"1. Отечественная педагогика накопила интересные многообраз­ ные формы интернационального воспитания школьников. Среди них организация работы клубов и школьных музеев интернацио­ нальной дружбы, очные и заочные путешествия по союзным рес­ публикам, встречи с представителями братских народов СССР, фестивали, кинофестивали, литературно-музыкальные вечера "По­ эзия братских республик", "Музыка братских народов" и т. д. Многие из этих форм работы не устарели и несут в себе большие воспита­ тельные возможности. Школы Мурманской области тоже имеют солидный опыт ин­ тернационального воспитания школьников. Во многих школах и Домах творчества (Домах пионеров) работали и работают клубы интернациональной дружбы. Региональные особенности Кольского Заполярья способствовали возникновению нетрадиционных форм интернационального воспитания детей. 1Ефремов И. Саамский женский уик-энд // Полярная правда. 1993. 24 июля. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz