Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
При оценке формирующегося языка, ученые-филологи отме чают отсутствие орфографических, лексических и морфологических норм формирующегося на базе ряда диалектов младописьменного языка. Но как можно говорить о нормах формирующегося письмен ного языка? Ошибочным является смешение понятий "письменный язык" и "литературный язык"... Письменный язык базируется на опреде ленном диалекте, следовательно, выражает его особенности и от личительные черты. Литературный язык не совпадает со своей диалектной основой, ибо он рассчитан не на местное, а общена родное употребление. В основе литературного языка лежит сме шанный по происхождению диалект определенного экономического, политического и культурного центра национального государства"1. Практическая работа по внедрению саамской письменности, работа по саамскому букварю и другим учебным пособиям, которые изданы и будут издаваться, справедливо рассудят, кто из ученых был прав. Существуют и дидактические просчеты, вызывающие трудно сти усвоения саамскими детьми школьной программы. Исследова ния ученых показали, что "...традиционный вербально-знаковый, индуктивный способ обучения приемлем только для части ребят, мыслящих по аналитической стратегии. Дети Севера лучше воспри нимают не слово, а образ, нуждаются в принципиально иной страте гии познания. Ученик, обладающий широтой синтеза, может продук тивнее мыслить не только и не столько абстрактными понятиями, сколько образами, которые наполняются соответствующим интел лектуальным содержанием... Решение вопроса эффективного усвоения современных школьных программ учащимися-северянами лежит не в плоскости капитальных вложений, а в смене мировоззрения на обучение де тей Севера и в выборе оптимальных форм организации учебного процесса"2. Советское государство много делало для экономического и культурного развития малых народов Крайнего Севера. Вклады вались огромные средства в строительство медицинских учрежде ний, школ, библиотек, клубов. Это дало конкретные результаты: уменьшилась детская смертность, количество инфекционных забо леваний, росли образованность и культура. Черняков 3. Е. Очерки этнографии саамов / Под ред. Лайфа Рантала. Рованиеми: Университет Лапландии, 1998. С. 74. Нерадовский В. Дети Севера - особые дети: Этническая дифференциация обра зования // Народное образование. 1999. № 1-2. С. 98. 131
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz