Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

Работа по созданию саамской письменности возобновилась лишь во второй половине 70-х годов. В 1976 году при отделе народ­ ного образования Мурманского облисполкома была создана ини­ циативная авторская группа. В нее вошли представители русской и саамской интеллигенции. Ученые организовали лингвистические экспедиции по местам расселения саамов, проделали большую работу по изучению фонемного состава и теоретических основ са­ амского языка. Это позволило начать с 1977 года в отдельных шко­ лах Мурманской области преподавание саамского языка на устной основе. В 1982 году был утвержден новый саамский алфавит (авто­ ры Р. Д. Куруч, А. А. Антонова, Б. А. Глухов). Новый саамский словарь строится на основе русской графики: учитывается настоятельная потребность обеспечить в процессе обучения связь саамского языка с русским, который в силу объек­ тивных исторических причин не стал для кольских саамов вторым родным языком. Кольские саамы говорят на четырех диалектах, в каждый из ко­ торых входит ряд говоров. В качестве опорного диалекта для соз­ дания саамской письменности взят кильдинский диалект, т. к. на этом диалекте говорит большинство саамов (говоры кильдинский, ловозерский, варзинский, вороненский). К тому же этот диалект является центральным по своему географическому и экономиче­ скому положению и промежуточным (в сравнении с другими диалек­ тами) по составляющим его характерным признакам. Автором нового саамского букваря стала А. А. Антонова1. Однако по поводу воссоздания саамской письменности до сих пор проходят оживленные дискуссии и ученые высказывают диа­ метрально противоположные точки зрения. Одни считают правиль­ ным, что в основе создания саамского литературного языка был положен кильдинский диалект. Другие считают это неверным, ссы­ лаясь на двуязычие саамов и значительное расхождение диалек­ тов. Интересной точки зрения придерживается 3. Е. Черняков: "На мой взгляд, обе точки зрения одинаково несостоятельны. Оши­ бочно само стремление создать литературный язык на этапе разра­ ботки письменности. Создание письменности для малочисленных бесписьменных народов нашей страны сыграло неоценимую роль в развитии национального сознания этих народов, выдвинуло из их среды талантливых писателей, поэтов, ученых, выступающих со своими произведениями и на родном и одновременно на русском языке. Антонова А. А. Букварь для подготовительного класса саамской школы. Л.: Про­ свещение, 1982. 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz