Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

Яков Осипов, Ирина Матрехина. Однако уже в 1935 году букварь изъяли, признав его "идейно вредным". Позднее было заведено политическое дело "о саамской националистической организации", которая якобы ставила задачу создать саамское государство и вый­ ти из состава СССР. Случайно от репрессий уцелел 3. Е. Черняков (он уехал в Москву), а соавторы-саамы были расстреляны... Но не только политические причины тормозили создание саам­ ской письменности и букваря. Как справедливо утверждает 3. Е. Черняков: "Чтобы правильно подойти к оценке двуязычия и его роли в развитии мышления ребенка, важно подчеркнуть, что про­ блема языка обучения имеет три аспекта: этнографический, педаго­ гический и психологический. Все три аспекта тесно связаны между собой, но каждый имеет свои специфические особенности. 1. Этнографический аспект связан с языками населения, упро­ чением родного языка, открывающего возможность приобщаться к общесоветской и мировой культуре. Мы видим стремление носи­ телей двух языков - родного и второго - совместить обе эти речи, причем на родном языке, даже с диалектными различиями. 2. Педагогический аспект. Успешному созданию двуязычия способствует образцовая постановка преподавания в школе родно­ го языка и второго (русского). В развитии двуязычия особая и решающая роль принадлежит родному языку. Усвоение детьми в начальной школе второго языка на базе родного будет происходить безболезненно и с большим успехом. Наоборот, стремление перейти к изучению второго языка, игнорируя родной, неизбежно приведет к торможению сознания ребенка, и, хотя он усвоит в какой-то мере второй язык, но достиг­ нет этого ценой замедления умственного развития. Другую крайность представляет стремление использовать род­ ной язык в старших классах без достаточного для этого основания. Искусственное создание терминологии, вместо установившейся общесоюзной и международной, неизбежно приведет к обособле­ нию и последующему обеднению педагогического -процесса"1. В 1936 году попытку написать букварь для саамов сделал А. Эндюковский. Однако в силу ряда причин, в том числе и перечис­ ленных, общественные функции единого саамского языка в довоен­ ное время не успели определиться. Саамская письменность, про­ существовав с 1933 по 1937 год, дальнейшего развития не полу­ чила. 1 Черняков 3. Е. Очерки этнографии саамов / Под ред Лайфа Рантала - Универси­ тет Лапландии, Рованиеми, Финляндия, 1998. С. 73. 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz