Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

но и трудно разрешимым. Проявления национализма и шовинизма, с которыми мы иногда встречаемся в жизни, - это, в первую оче­ редь, результат серьезных ошибок в национальной политике, допу­ щенных в годы культа личности Сталина, и в период застоя, и в период реформирования экономики нашей страны. Развивая производительные силы, советское государство не всегда считалось с интересами народов отдельных союзных и автономных республик, а тем более малых народов и народно­ стей на Крайнем Севере. Крупные промышленно-добывающие предприятия нередко подрывали развитие традиционного произ­ водства, наносили непоправимый ущерб экологическому равнове­ сию этих районов. В ряде республик (Узбекистан, Таджикистан) упор был сделан на развитие монокультуры, например, хлопка и т. д. Большие ошибки были допущены и в культурном строительст­ ве. В 20-30-е годы повсеместно внедрялся русский язык, а нацио­ нальные языки вытеснялись не только из общественной, но и из культурной жизни. Многие народы при советской власти обрели письменность, но есть национальности, которые утратили ее. Узбе­ ки, азербайджанцы, киргизы, туркмены и другие народы до револю­ ции пользовались арабским алфавитом. На нем создана богатей­ шая народная культура. Но волевым путем им сначала был навязан латинский алфавит, а позже - славянская кириллица. При ликвидации неграмотности допускались перегибы, вообще свойственные тому времени и на Кольской земле. Примером пере­ гибов национальной политики на Кольской земле может служить трагическая судьба жителей деревни Колвица (Терский берег), карелов по национальности. Они пострадали в конце 30-х годов в связи с новым административным делением Кольского края. До мая 1938 года, когда была образована Мурманская область, Кандалакшский район входил в состав Карелии. В определенной мере это было обосновано, так как карелов в Кандалакше, Лувенге, Колвице, Княжой Губе проживало достаточно много Население Колвицы почти на 100% состояло из карелов. Поэтому в школе- семилетке преподавание велось на финском языке. Русского языка жители деревни фактически не знали. Они владели лишь опреде­ ленным набором фраз, необходимых для общения с русскими, для торговли, общения с чиновниками. В 1938 году Кандалакшский район вошел в состав Мурманской области. Жители Колвицы оказались в сложном положении. Учить­ ся в Колвице стали лишь четыре года. С 5 класса детей отправляли в интернат села Княжая Губа, где обучение велось на русском язы­ ке, а финский язык вообще не преподавался. Многие дети не пони- 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz