Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

Офицеры генерального штаба много занимаются научными работами, но предпочитают деятельность в канцеляриях практиче­ ской работе в войсках"1. Можно, конечно, усомниться в некоторых выводах немецких военных, увидеть в их наблюдениях определенную противоречи­ вость, но в целом они, безусловно, правы, особенно в том, что ка­ сается характеристики русских военных чиновников: "Наименее надежными являются военные чиновники. Подкупность и небреж­ ность интендантства скажется также и в будущем худшим врагом русской армии"2. Не только первая и вторая мировые войны, но и современные войны в Чечне подтвердили правоту выводов немецких специали­ стов. Большинство выдающихся отечественных мыслителей (фило­ софов, писателей, ученых, общественных деятелей) при характери­ стике феномена "русская душа" подчеркивают стремление россиян к духовности; их объединяет убежденность в преодолении социаль­ но-экономических трудностей в стране, светлое будущее. "Русскую самобытность, - утверждал Н. А. Бердяев, - не следует смешивать с русской отсталостью... Россия страна культурно отсталая. Это факт неоспоримый. В России много варварской тьмы, в ней бурлит темная, хаотичная стихия Востока! Отсталая Россия должна быть преодолена творческой активностью, культурным развитием. Но национальная самобытность ничего общего не имеет с отстало­ стью, - она должна выявиться на высших, а не на низших ступенях развития. Наиболее самобытной будет грядущая новая Россия. Подлинное национальное сознание может быть лишь творческим, оно обращено вперед, а не назад"3. Интернациональное воспитание как выработка гуманных, вы­ соконравственных, справедливых отношений между людьми неза­ висимо от цвета кожи, языка, обычаев проживания на той или иной территории, до недавнего времени считалось в советской России решенной проблемой. Дружба детей всей планеты, переписка со сверстниками из союзных республик, обмен делегациями, фес­ тивали, праздники - все это было поводом для умиления и востор­ гов. На самом деле для СССР, а позднее для СНГ, для России на­ циональный вопрос является не только исключительно актуальным, Михелева В. Из секретной записки германского большого генерального штаба. 1913 год // Родина. 1993. № 8-9 С. 14. ~Там же. С. 15. Бердяев Н. А. Судьба России: Опыт психологии войны и национальности. М Мысль, 1990. С. 55 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz