Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

Во-вторых, "доходить во всем до крайностей", до пределов возможного и при этом в кратчайшие сроки. Вне всякого сомнения, благодаря именно этой своей черте, которую можно заметить в России во всем, Россия "всегда находилась на грани чрезвычай­ ной опасности". Проблемой ментальности россиян очень серьезно накануне первой мировой войны занимались в Германии (наши главные про­ тивники) и не только ученые, но и военные. В "Секретной записке Германского Генерального штаба. 1913 год" в разделе "Общие за­ мечания" раскрываются особенности и своеобразие русского наро­ да: "Подъем военного дела в России ограничивается недостатками русского народа, которые невозможно устранить ни при помощи денег, ни путем организационной работы. Эти недостатки заключа­ ются в нежелании заниматься всякой методической работой и люб­ ви к удобствам, в недостаточном чувстве долга, боязни ответствен­ ности, отсутствии инициативы и полной неспособности правильно определить и использовать время". Военные аналитики отмечают и достоинства россиян, "...русский народ обладает хорошими воен­ ными качествами. В первую очередь эти качества объясняются тем, что русский народ на девять десятых является народом крестьян­ ским" . Характеристика ментальности россиян дополняют оценки не­ мецким командованием офицеров и чиновников: "Если хороший солдатский материал не удается хорошо обучить, то в этом винова­ ты офицеры всех чинов. Недостатки русского народа проявляются среди них в особенно сильной степени. Офицеры обладают личной отвагой, но у них нет чувства долга и ответственности. Необходим постоянный контроль старших начальников всюду и во всем, чтобы не допустить всяческого рода служебных непорядков. Преимуществами русских офицеров являются хладнокровие и крепкие нервы, не сдающие даже в самых затруднительных поло­ жениях. Но русский офицер очень любит личные удобства, вял фи­ зически и умственно, несамостоятелен и беспомощен при внезап­ ных событиях. Русский офицер готов пойти на предприятия, связанные с осо­ быми трудами и опасностями, если он предполагает, что об этом станет всем известно. Если этот импульс отсутствует, то часто даже в самом ответственном положении он найдет наиболее для себя удобный выход. Михелева В. Из секретной записки германского большого генерального штаба. 1913 год // Родина. 1993. № 8-9. С. 14. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz