Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
паттернов, имеющих одинаковую форму - чередование полной пас сивности и бурной эмоциональной разрядки. Так, на формировании личности русского человека, по его мнению, оказал ритм крестьян ской жизни в холодном климате: смена относительной бездеятель ности и пассивновсти в долгие зимние месяцы и "периодическое освобождение, бурная активность после весенней оттепели". Труд ные природные условия, непредсказуемость капризов природы и судьбы урожая, которая мало зависела от усилий самого человека, закрепляли авральный ритм работы, неорганизованность, стихий ность, непрогнозируемость поведения. Вот что писал об этой стороне характера русских известный историк В. Ключевский: природа России "часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса: своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания, и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое реше ние, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть велико- росский авось"1. В основу формирования русского национального характера за кладывались многообразные противоположные начала: терпение - буйство, послушание - бунт. Н. А. Бердяев подчеркивал, что "в ос нову формации русской души легли два противоположных начала: природная, языческая, дионисическая стихия и аскетически- монашеское православие". Именно в этом он видел историческую причину того, что русский народ совмещает противоположности: деспотизм - анархизм, жестокость, склонность к насилию - доброту, человечность; смирение - бунт. Исследователи наиболее часто подчеркивали следующие ха рактерные черты русского народа: спонтанность, общинность (В. Ключевский), соборность, державность (А. Хомяков, С. Уваров), коммунитарность, иррациональность (Н. Бердяев), церковность, соборность (В. Соловьев). К вышеназванным чертам русского характера академик Д. С. Лихачев с своей работе "О национальном характере русских" добавляет еще две. Во-первых, "стремление к свободе", выразившееся в бегстве в казачество, в народном движении на Восток в поисках свободы от государства, в постоянных бунтах и восстаниях во имя социаль ной и политической справедливости. 1Ключевский В. Соч.: В 9 т. Т. 1. М. Мысль, 1987. С. 315-316. 121
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz