Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

блюдений подчеркивает характерные черты ментальности любого народа: консерватизм, устойчивость от внешних идеологически и других влияний. Вопрос осмысления "русской души", самопознания россиянами своей ментальности исключительно важен в практической деятель­ ности педагогов. "Чужую национальную душу, - отмечал Н. А. Бер­ дяев, - может почувствовать и узнать лишь тот, кто чувствует и зна­ ет собственную национальную душу"1. Бердяев справедливо отмечал, что, связывая взгляд на судьбу нации с перспективой мировой истории, национальное самосозна­ ние позволяет преодолеть узость и провинциализм национальных интересов. Сделать это, однако, исключительно сложно было раньше (19, 20 века), и теперь, в третьем тысячелетии. "Истинная трагедия современного и, вполне возможно, будущего мира связа­ на, прежде всего, с ментальной несовместимостью людей и наро­ дов. Ментальная несовместимость - подлинный бич современной цивилизации"2. Сложность решения национальных проблем между государст­ вами и внутри федерально-государственных объединений в 20 веке подтверждает правомочность такого опасения. Ментальность представителей различных народов проявляет­ ся постоянно в манере общения, в отношении к той или иной дея­ тельности, в морально-этических нормах, в иерархии ценностей. Интересный пример приводит английский ученый М. Стадлер, показывая специфику отношения различных народов к образова­ нию: "Когда речь заходит об образовании, немец спрашивает, что будет знать, француз - какие будут экзамены, американец - что будет иметь, англичанин - какой будет карьера"3. Особенности русского национального характера западные эт­ нопсихологи выводят из особенностей раннего детского возраста, из традиции тугого пеленания младенцев. Эту гипотезу развивали Дж. Горер, М. Мид, Э. Эриксон. Горер отмечал, что тугое пеленание младенцев в русской культуре - это средство, которым "русские информируют своих детей о необходимости сильной внешней вла­ сти", которое формирует русское терпение и послушание и в то же время склонность к кратковременным приступам бурного протеста, бунта, анархии. В русской культуре Э. Эриксон выделяет несколько Бердяев Н А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. С. 141. Гершунский Б. С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт-Флинта, 1998. С. 19. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М.: Владос, 1999. С. 45. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz