Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
блюдений подчеркивает характерные черты ментальности любого народа: консерватизм, устойчивость от внешних идеологически и других влияний. Вопрос осмысления "русской души", самопознания россиянами своей ментальности исключительно важен в практической деятель ности педагогов. "Чужую национальную душу, - отмечал Н. А. Бер дяев, - может почувствовать и узнать лишь тот, кто чувствует и зна ет собственную национальную душу"1. Бердяев справедливо отмечал, что, связывая взгляд на судьбу нации с перспективой мировой истории, национальное самосозна ние позволяет преодолеть узость и провинциализм национальных интересов. Сделать это, однако, исключительно сложно было раньше (19, 20 века), и теперь, в третьем тысячелетии. "Истинная трагедия современного и, вполне возможно, будущего мира связа на, прежде всего, с ментальной несовместимостью людей и наро дов. Ментальная несовместимость - подлинный бич современной цивилизации"2. Сложность решения национальных проблем между государст вами и внутри федерально-государственных объединений в 20 веке подтверждает правомочность такого опасения. Ментальность представителей различных народов проявляет ся постоянно в манере общения, в отношении к той или иной дея тельности, в морально-этических нормах, в иерархии ценностей. Интересный пример приводит английский ученый М. Стадлер, показывая специфику отношения различных народов к образова нию: "Когда речь заходит об образовании, немец спрашивает, что будет знать, француз - какие будут экзамены, американец - что будет иметь, англичанин - какой будет карьера"3. Особенности русского национального характера западные эт нопсихологи выводят из особенностей раннего детского возраста, из традиции тугого пеленания младенцев. Эту гипотезу развивали Дж. Горер, М. Мид, Э. Эриксон. Горер отмечал, что тугое пеленание младенцев в русской культуре - это средство, которым "русские информируют своих детей о необходимости сильной внешней вла сти", которое формирует русское терпение и послушание и в то же время склонность к кратковременным приступам бурного протеста, бунта, анархии. В русской культуре Э. Эриксон выделяет несколько Бердяев Н А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Мысль, 1990. С. 141. Гершунский Б. С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт-Флинта, 1998. С. 19. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М.: Владос, 1999. С. 45. 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz