Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

Произведения русских философов конца XIX - начала XX в. помогают осмыслить лучшие традиции "русской идеи", возраст ко­ торой "есть возраст самой России"1. По мнению Б. Т. Лихачева, русская идея "являет собой средо­ точие самосознания и целенаправленной воли нации, идеальное выражение сущности ее души, понимание своего места и предна­ значения в этом мире, цели и смысла бытия... это не просто символ коллективного самосознания, но и реальный духовный объедини­ тель, выразитель совокупного образа народного духа, его интеллек­ туального и нравственно-этического потенциала, благодаря кото­ рому и возможно воспитание любви и преданности к Родине"2. Понятия "русская идея", "русская душа" (впрочем, как и немец­ кая, французская, а позднее и американская душа), понятия слож­ ные, многогранные, которые невозможно выразить концентриро­ ванно, в небольшом количестве слов. Не случайно исследователи, особенно в последнее десятилетие, используют, говоря о нацио­ нальном своеобразии того или иного народа, понятие "менталитет", "ментальность". "В конечном счете, и локальными и человеческими поступками, и мировой историей в целом, - по мнению Б. С. Гершунского, - дви­ жет менталитет - те глубинные, "корневые" духовно-нравственные, культурные ценности и мировоззренческие основания индивиду­ ального и общественного поведения, которые при условии их согла­ сованного, массового проявления по своей духовной энергетиче­ ской мощи оказываются несопоставимыми с любыми рукотворными материальными энергоносителями или политическими акциями"3. Исследователь отмечает, что "менталитет - субстанция духовная. Складываясь исторически индивидуальный и общественный мента­ литет являются производными от культуры того или иного народа, его религии, уклада жизни, философских идей и, конечно же, обра­ зования... - это по сути квинтэссенция культуры народа. В нем фик­ сируются наиболее существенные, исторически сложившиеся осо­ бенности мировоззрения того или иного сообщества, глубинные основания индивидуального и общественного сознания, поступков и поведения"4. Разгадать сущность "русской души", т. е. ментальность россиян пытались и пытаются многие философы и педагоги. Анализ их на­ 2 Ильин И. А. О грядущей России. М.: Воениздат, 1993. С. 327. Лихачев Б Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания II Педа­ гогика. 1999. №4. С. 10-15. Гершунский Б. С. Философия образования. М.: Московский психолого-социальный институт - Флинта, 1998 С. 17. Там же. С. 18. 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz