Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
Лев Николаевич Гумилев создал учение о человечестве и эт носах как биосоциальных категориях, исследовал биоэнергетиче скую доминанту этногенеза и назвал ее пассионарностью. "Теория лассионарности", разработанная Л. Н. Гумилевым, да ет определенный ключ к пониманию сущности понятия "национа лизм". Можно сказать, что интернациональное воспитание это фор мирование и развитие у детей твердых убеждений в необходимости международной солидарности, чувства дружбы людей для всех рас и наций, глубокое уважение к правам, культуре и традициям боль ших и малых народов. Для России, многонационального государства, вопросы меж национальных отношений, интернационального воспитания очень деликатные, тонкие, требующие учета многих факторов межэтниче ского взаимодействия. Цель интернационального воспитания - формирование у детей культуры межнациональных отношений как важнейшего нравственного качества личности человека, что явля ется одним из главных условий мирного добрососедского существо вания многочисленных больших и малых народов и народностей России. Проблемы интернационального воспитания школьников необ ходимо рассматривать через призму русской национальной идеи и русской национальной личности. "Русская идея" как обобщенное выражение философской концепции - это результат духовной дея тельности в течение нескольких столетий философов, писателей, просветителей, педагогов, психологов, социлогов. Начало "самовозрастания" "русской идеи" можно отнести уже к XI веку, когда митрополит Иларион в "Слове о законе Моисеем данном, и о бладати и истине" впервые дает периодизацию миро вой истории, в рамках которой Русь как христианская страна нахо дит достойное место. Славя деяния киевских князей, Иларион с воодушевлением писал, "что правили они не в безвестной и заху далой земле Русской, что ведома во всех наслышенных о ней че тырех концах земли"1. Это одно из первых и наиболее ярких прояв лений русского национального самосознания. Философско- исторические и этические мотивы, пронизывающие "Слово", служат основанием для исторического оптимизма, ожидания великого бу дущего Русской земли. Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы' 17 в ■Кн М.: Худ. лит., 1994 С. 609. 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz