Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.

Лев Николаевич Гумилев создал учение о человечестве и эт­ носах как биосоциальных категориях, исследовал биоэнергетиче­ скую доминанту этногенеза и назвал ее пассионарностью. "Теория лассионарности", разработанная Л. Н. Гумилевым, да­ ет определенный ключ к пониманию сущности понятия "национа­ лизм". Можно сказать, что интернациональное воспитание это фор­ мирование и развитие у детей твердых убеждений в необходимости международной солидарности, чувства дружбы людей для всех рас и наций, глубокое уважение к правам, культуре и традициям боль­ ших и малых народов. Для России, многонационального государства, вопросы меж­ национальных отношений, интернационального воспитания очень деликатные, тонкие, требующие учета многих факторов межэтниче­ ского взаимодействия. Цель интернационального воспитания - формирование у детей культуры межнациональных отношений как важнейшего нравственного качества личности человека, что явля­ ется одним из главных условий мирного добрососедского существо­ вания многочисленных больших и малых народов и народностей России. Проблемы интернационального воспитания школьников необ­ ходимо рассматривать через призму русской национальной идеи и русской национальной личности. "Русская идея" как обобщенное выражение философской концепции - это результат духовной дея­ тельности в течение нескольких столетий философов, писателей, просветителей, педагогов, психологов, социлогов. Начало "самовозрастания" "русской идеи" можно отнести уже к XI веку, когда митрополит Иларион в "Слове о законе Моисеем данном, и о бладати и истине" впервые дает периодизацию миро­ вой истории, в рамках которой Русь как христианская страна нахо­ дит достойное место. Славя деяния киевских князей, Иларион с воодушевлением писал, "что правили они не в безвестной и заху­ далой земле Русской, что ведома во всех наслышенных о ней че­ тырех концах земли"1. Это одно из первых и наиболее ярких прояв­ лений русского национального самосознания. Философско- исторические и этические мотивы, пронизывающие "Слово", служат основанием для исторического оптимизма, ожидания великого бу­ дущего Русской земли. Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы' 17 в ■Кн М.: Худ. лит., 1994 С. 609. 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz