Дранишников, В. В. Теория и методика воспитательной работы в школе : учебное пособие для педагогических вузов и колледжей / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т, Каф. пед. проектирования и образоват. технологий. – Мурманск : [б. и.], 2002. – 234 с.
и руководство, так и собственную активность личности"1. Он же рас крывает сущность воспитательного процесса, которая заключается том, "что внешнее (объективное) становится достоянием внутренне го (субъективного), переводится в область сознания человека, с тем чтобы найти свое выражение в дальнейшем поведении и деятельно сти"2. Педагоги-новаторы своей многолетней плодотворной практиче ской деятельностью доказали, что чем больше в процессе воспита ния ребенок воспринимается как субъект воспитания, тем выше ре зультативность воспитательной работы. Поэтому В. А. Караковский дает уже иное определение воспитания: "Воспитание есть педагоги ческое управление процессом развития личности. Но управление не личностью, а процессом ее развития (общение, совместный поиск истины, воспитание через создание воспитывающих ситуаций, через творческую деятельность''3. Это значит, что процесс воспитания становится результатив ным не тогда, когда мы читаем ребенку нотации и учим тому "что такое хорошо и что такое плохо", а когда включаем его в общение и деятельность (познавательную, ценностно-ориентационную, тру довую, художественную и т.д.), которые ему интересны и где он мо жет проявить себя как личность. А значит, классный руководитель должен уметь прекрасно общаться с детьми и профессионально ов ладеть методикой и технологией организации всех видов деятель ности, которые интересны и значимы для школьников. "Психологическая сущность процесса воспитания состоит в пе реводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психоло гии воспитание есть процесс интериоризации4, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение"5. Таким образом, задача воспитателей заключается в том, чтобы создать условия для саморазвития, самореализации ребенка. 1 Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд. М.; Просвещение, 1988. С 93. ?Там же. С. 94. 3 Караковский В. А Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса II Воспитание школьников. 1993. № 2. С. 4. 4 Интериоризация - процесс формирования внутренних структур психики, обуславли ваемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. Подроб нее см.: Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. С.203. 5 Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов, педагогов и учителей. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 32. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz